p_i_f (p_i_f) wrote,
p_i_f
p_i_f

«Ошибка игрока», или Почему нельзя полагаться на интуицию

Предположим, что вы играете в рулетку, в онлайн-казино sslcasino.com и на барабане несколько раз подряд выпадает «черное». Вероятно, справедливо было бы предположить, что с каждым следующим разом вероятность того, что выпадет «красное» увеличивается. Если до этого девять раз подряд выпадало «черное», то десятым, скорее всего, будет именно «красное». Такой ход рассуждений широко распространен и на первый взгляд кажется вполне логичным. Однако на самом деле это не так. Теория вероятностей утверждает, что вероятность каждый раз одна и та же, даже если это игровой автомат Novomatic и составляет ½ или 50/50 процентов.


В начале 20-го века, в одном из казино Монте-Карло (Монако), произошел любопытный случай. На рулетке несколько раз подряд выпадало «черное». С каждым разом желающих поставить на противоположный цвет — «красное» — становилось все больше. Однако «черное» выпало 26 раз, приведя к смятению всех присутствующих игроков и к их огромным проигрышам. Обескураженные игроки усомнились в честности казино, сочтя происходящее «нарушающим теорию вероятностей», а значит, попросту невозможным без специального трюка.

Впоследствии этот феномен был изучен и вошел в психологическую науку под названием «ошибка игрока» или «отрицательный эффект новизны» (negative recency effect) как пример когнитивного искажения. Все дело в отношении к жизненному опыту и его использованию. Считается, что в реальной жизни большинство явлений взаимосвязаны между собой, а различные события, воспринимаемые как случайные, имеют тенденцию «возвращаться к среднему». Это приводит к когнитивному искажению восприятия объективности и заставляет считать, что вероятность будущего события зависит от предыдущих, хотя на самом деле это часто не так.

Еще более любопытным является и тот факт, что «ошибка игрока» может проявляться в самых неожиданных ситуациях и даже с теми людьми, которые считают себя сведущими в математике вообще и в статистике в частности. Она отражает два аспекта человеческого когнитивного восприятия: неосознаваемую мотивацию к поиску порядка и закономерности во всем, с чем приходится иметь дело, даже если это случайные процессы; и игнорирование логики в пользу интуиции, принимаемой за самоочевидность и не требующую расчета и анализа.



Tags: Деньги
Subscribe

Posts from This Journal “Деньги” Tag

promo p_i_f май 3, 2013 14:18 58
Buy for 30 tokens
Выкладываю для рекламодателей, промо-размещателей и прочих интересующихся:
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments