p_i_f (p_i_f) wrote,
p_i_f
p_i_f

Крыльев много не бывает

На заре авиации среди прочих бытовало мнение, согласно которому чем больше навешаешь на самолёт крыльев, тем лучше он и полетит. Нагляднейшим примером практического воплощения этой идеи является самый большой американский бомбардировщик 1920-х годов Witteman-Lewis XNBL-1 «Barling Bomber».

Крыльев много не бывает

Как хорошо видно на фото, это триплан.

Военные (военные конструкторы не исключение) вообще всегда любили, когда всё большое и всего много. Так что у этого аэроплана не только крыльев много. У него шесть двигателей, десять колёс (из них два под самым носом – на случай, если он при взлёте или посадке вдруг вздумает этим самым носом клевать) и семь человек экипажа, из которых пятеро – стрелки. Последнее понятно: для истребителя такая огромная дура лёгкая мишень, а потому надо было, чтобы «Barling Bomber» мог стрелять сразу во все стороны и истребители к себе не подпускать.

Повоевать, правда, этой дуре не пришлось: при испытательном полёте из Детройта в Вашингтон она не смогла перелететь горы Аппалачи. На доработку бомбера у США тогда не нашлось денег (сегодня такое трудно представить, да?), и в 1925 году проект закрыли. Однако до 1937 года XNBL-1, хоть и в единственном экземпляре, оставался самым большим самолётом в США, а некоторое время, кажется, и в мире.

Крыльев много не бывает

Очень трогательная стрелковая башенка на носу, правда? Ей только крепостных зубцов не хватает.

Вот кто-то приставил к этой летающей крепости штурмовые лестницы:

Крыльев много не бывает

Стеллаж в полёте:
Крыльев много не бывает

Но ведь триплан – это же не предел. Далеко не предел. Особенно на заре авиационной эры. Посмотрите, например, на фото

Крыльев много не бывает

Это мультиплан. Внушает? Его создатель, Горацио Филлипс, сын оружейника, с юных лет втыкал в инженерное дело. Экспериментами с летательными аппаратами он заинтересовался в конце 1870-х. Наблюдая за испытаниями в аэродинамической трубе Королевского авиационного общества Великобритании, он вдруг подумал, что может усовершенствовать этот агрегат, и в начале 1880-х он уже построил собственную аэродинамическую трубу, гораздо более эффективную. В опытах с ней он разработал искривлённый профиль крыла, который потом использовали Отто Лилиенталь, Сэмюэль Лэнгли и братья Райт. В конце концов, а именно в 1904 году, вдоволь наэкспериментировавшись с трубой, Горацио решил построить собственный самолёт, тот самый, что вы видите на снимке. У него двадцать крылышек. К сожалению, он оказался неустойчивым, неуправляемым и вообще неудачным. Три года спустя Горацио Филлипс построил ещё один самолёт – с двумя сотнями крыльев. На этот раз его ожидала удача – мультиплан поднялся в воздух и пролетел почти 150 метров.

Хотите взглянуть, как выглядел этот аэроплан-рекордсмен?

Вот он – невероятный двухсоткрыл:

Крыльев много не бывает

Крыльев много не бывает

Прониклись? А теперь мы вам покажем летательный аппарат, перед которым бледнеет даже это. Автором нашего следующего объекта созерцания является Александр Грэхэм Белл (тот самый), а выглядел этот объект вот так:

Крыльев много не бывает

Напоминает всякие сказки, в которых большая стая маленьких птиц уносит героя.

Великий изобретатель вдохновился на этот гигантский кайт, играя с пирамидальным воздушным змеем собственного изобретения:

Крыльев много не бывает

Белл решил, что если соединить побольше таких змеев воедино, получившаяся конструкция сможет, если её хорошенько разогнать, лететь и нести человека. Так, к слову, и произошло: Cygnet (так назвали гигантский воздушный змей, в переводе – молодой лебедь) привязали к пароходу, разогнали – и он полетел и пролетел несколько сот метров. Но изобретатель не продумал моменты освобождения от буксира и приводнения. В результате Cygnet клюнул носом, неудачно приводнился и затонул. Пилот, к счастью, спасся. Случилось это тогда же, когда почти полетел мультиплан Филлипса, в 1907-м. Урожайный на крылья год.

Вот ещё одно из сохранившихся фото Cygnet:

Крыльев много не бывает

К концу 1909 года Белл вернулся к работе над монстром. Он собрал Cygnet II – с мотором:
Крыльев много не бывает

Крыльев много не бывает

В качестве взлётной полосы Белл использовал лёд озера – чтобы получше разогнаться. Cygnet II в 1909 году однако не полетел: не хватило мощности мотора. И хотя к тому времени в арсенале Белла уже было два вполне себе летающих самолёта (мы о них сегодня не говорим: слишком мало крыльев), он продолжил ковырять Cygnet II и в 1912 году всё же заставил его оторваться от земли – просто «чтоб знали».

Не всем в то далёкое время казалось, что летательный аппарат должен быть похож на арматурный остов гигантской железобетонной конструкции. Произведения ещё одного известного изобретателя мультипланов, маркиза Раймона д'Эквилли, выглядели ажурно, легко и изящно. Вот его первый мультиплан (тоже, кстати, 1907 год):

Крыльев много не бывает

Позже он добавил к нему седьмое крыло, над обручем:
Крыльев много не бывает

Этот мультиплан Эквилли в народе называли летучей беседкой. Летал он соответственно – не лучше беседки. И маркиз, желая добиться успеха, решительно увеличил число крыльев – до пятидесяти:
Крыльев много не бывает

Крыльев много не бывает

Эту версию остряки прозвали «тёркой» (даже не добавляя слова «летучая»).

А вот «летающая машина» Джона Уильяма Рошона, тоже 1907 год:

Крыльев много не бывает

Понятно же, почему в кавычках? Потому что не летала.

На фоне всех этих прекрасных творений мультипланы Джерома С. Зербе (Jerome S. Zerbe, не тот, который папарацци) выглядят не так поэтично: у них крылья, можно сказать, нормальные. Правда, расположение их весьма оригинально. Ну и количество не подкачало.

Крыльев много не бывает

Крыльев много не бывает

Профессор Зербе надеялся с помощью своих мультипланов получить приз 20000 долларов за самый долгий устойчивый полёт.
Крыльев много не бывает

Удавалось, прямо скажем, не очень.
Крыльев много не бывает

Но профессор не сдавался и строгал всё новые многокрылы:
Крыльев много не бывает

Наконец, в 1911 году он построил Zerbe Air Sedan – первый летательный аппарат с полностью закрытой кабиной и катапультирующимся сиденьем:
Крыльев много не бывает

К сожалению, эта машина могла лишь подпрыгивать.

А вот циклоплан Герхардта:

Крыльев много не бывает

Винт этой несерьёзной многокрылки приводился в действие с помощью педалей. Герхардт утверждал, что циклоплан вылетал 22 июля 1923 года и что это был первый в мире успешный полёт летательного аппарата на мускульной тяге, однако доказать он этого не смог.

Мультиплан Джонса, 1919 год:

Крыльев много не бывает

Правда, похоже, на пару-тройку ранее не связанных друг с другом бипланов и трипланов, перемешанных в блендере? Вид спереди:
Крыльев много не бывает

Конструктор Герберт Джонс возлагал на этот аэроплан большие надежды, но все семь (или сколько их тут?) крыльев во время лётных испытаний в 1920-м едва оторвали эту конструкцию от земли.

А вот ещё летучая машинка – Friedrichshafen FF.54, квадроплан:

Крыльев много не бывает

Компания Flugzeugbau Friedrichshafen разработала этот квадроплан как истребитель. 31 октября 1917 года его собрали и отправили на испытания. Машина вроде бы летала, но как-то хреновато. И в апреле следующего года самолёт переделали в триплан.

Tags: История
Subscribe
Buy for 40 tokens
Узнал несколько фактов о самом обычном домовом лифте. Оказывается, практически любой лифт в среднем за один месяц проезжает до 3 тыс км. Фактически он может 1 раз за месяц, смотаться в Крым и вернуться обратно;) За весь свой срок службы он легко пройдёт свыше 500 тыс км и соверш до 3 млн…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments