p_i_f (p_i_f) wrote,
p_i_f
p_i_f

Categories:

Из истории авиации.

картинка

Это мультиплан. Внушает? Его создатель, Горацио Филлипс, сын оружейника, с юных лет втыкал в инженерное дело. Экспериментами с летательными аппаратами он заинтересовался в конце 1870-х. Наблюдая за испытаниями в аэродинамической трубе Королевского авиационного общества Великобритании, он вдруг подумал, что может усовершенствовать этот агрегат, и в начале 1880-х он уже построил собственную аэродинамическую трубу, гораздо более эффективную. В опытах с ней он разработал искривлённый профиль крыла, который потом использовали Отто Лилиенталь, Сэмюэль Лэнгли и братья Райт. В конце концов, а именно в 1904 году, вдоволь наэкспериментировавшись с трубой, Горацио решил построить собственный самолёт, тот самый, что вы видите на снимке. У него двадцать крылышек. К сожалению, он оказался неустойчивым, неуправляемым и вообще неудачным. Три года спустя Горацио Филлипс построил ещё один самолёт — с двумя сотнями крыльев. На этот раз его ожидала удача — мультиплан поднялся в воздух и пролетел почти 150 метров! Ура!

Хотите взглянуть, как выглядел этот аэроплан-рекордсмен? Придерживайте мозг.



Вот он — невероятный двухсоткрыл:

картинка
картинка

Прониклись? А теперь мы вам покажем летательный аппарат, перед которым бледнеет даже это. Автором нашего следующего объекта созерцания является Александр Грэхэм Белл, а выглядел этот объект вот так:

картинка

Напоминает всякие сказки, в которых большая стая маленьких птиц уносит героя.

Великий изобретатель вдохновился на этот гигантский кайт, играя с пирамидальным воздушным змеем собственного изобретения:

картинка

Белл решил, что если соединить побольше таких змеев воедино, получившаяся конструкция сможет, если её хорошенько разогнать, лететь и нести человека. Так, к слову, и произошло: Cygnet (так назвали гигантский воздушный змей, в переводе — молодой лебедь) привязали к пароходу, разогнали — и он полетел и пролетел несколько сот метров. Но изобретатель не продумал моменты освобождения от буксира и приводнения. В результате Cygnet клюнул носом, неудачно приводнился и затонул. Пилот, к счастью, спасся. Случилось это тогда же, когда почти полетел мультиплан Филлипса, в 1907-м. Урожайный на крылья год.

Вот ещё одно из сохранившихся фото Cygnet:

картинка

К концу 1909 года Белл вернулся к работе над монстром. Он собрал Cygnet II — с мотором:

картинка
картинка

В качестве взлётной полосы Белл использовал лёд озера — чтобы получше разогнаться. Cygnet II в 1909 году однако не полетел: не хватило мощности мотора. И хотя к тому времени в арсенале Белла уже было два вполне себе летающих самолёта (мы о них сегодня не говорим: слишком мало крыльев), он продолжил ковырять Cygnet II и в 1912 году всё же заставил его оторваться от земли — просто «чтоб знали».

Не всем в то далёкое время казалось, что летательный аппарат должен быть похож на арматурный остов гигантской железобетонной конструкции. Произведения ещё одного известного изобретателя мультипланов, маркиза Раймона д’Эквилли, выглядели ажурно, легко и изящно. Вот его первый мультиплан (тоже, кстати, 1907 год):

картинка

Позже он добавил к нему седьмое крыло, над обручем:

картинка

Этот мультиплан Эквилли в народе называли летучей беседкой. Летал он соответственно — не лучше беседки. И маркиз, желая добиться успеха, решительно увеличил число крыльев — до пятидесяти:

картинка
картинка

Эту версию остряки прозвали «тёркой» (даже не добавляя слова «летучая»).

А вот «летающая машина» Джона Уильяма Рошона, тоже 1907 год:

картинка

Понятно же, почему в кавычках? Потому что не летала.

На фоне всех этих прекрасных творений мультипланы Джерома С. Зербе (Jerome S. Zerbe, не тот, который папарацци) выглядят не так поэтично: у них крылья, можно сказать, нормальные. Правда, расположение их весьма оригинально. Ну и количество не подкачало.

картинка
картинка

Профессор Зербе надеялся с помощью своих мультипланов получить приз 20000 долларов за самый долгий устойчивый полёт.

картинка

Удавалось, прямо скажем, не очень.

картинка

Но профессор не сдавался и строгал всё новые многокрылы:

картинка

Наконец, в 1911 году он построил Zerbe Air Sedan — первый летательный аппарат с полностью закрытой кабиной и катапультирующимся сиденьем:

картинка

К сожалению, эта машина могла лишь подпрыгивать.

А вот циклоплан Герхардта:

картинка

Винт этой несерьёзной многокрылки приводился в действие с помощью педалей. Герхардт утверждал, что циклоплан вылетал 22 июля 1923 года и что это был первый в мире успешный полёт летательного аппарата на мускульной тяге, однако доказать он этого не смог.

Мультиплан Джонса, 1919 год:

картинка

Правда, похоже, на пару-тройку ранее не связанных друг с другом бипланов и трипланов, перемешанных в блендере? Вид спереди:

картинка

Конструктор Герберт Джонс возлагал на этот аэроплан большие надежды, но все семь (или сколько их тут?) крыльев во время лётных испытаний в 1920-м едва оторвали эту конструкцию от земли.

А вот ещё летучая машинка — Friedrichshafen FF.54, квадроплан:

картинка

Компания Flugzeugbau Friedrichshafen разработала этот квадроплан как истребитель. 31 октября 1917 года его собрали и отправили на испытания. Машина вроде бы летала, но как-то хреновато. И в апреле следующего года самолёт переделали в триплан.

На заре авиации среди прочих бытовало мнение, согласно которому чем больше навешаешь на самолёт крыльев, тем лучше он и полетит. Нагляднейшим примером практического воплощения этой идеи является самый большой американский бомбардировщик 1920-х годов Witteman-Lewis XNBL-1 «Barling Bomber». Как хорошо видно на фото, это триплан. Военные (военные конструкторы не исключение) вообще всегда любили, когда всё большое и всего много. Так что у этого аэроплана не только крыльев много. У него шесть двигателей, десять колёс (из них два под самым носом — на случай, если он при взлёте или посадке вдруг вздумает этим самым носом клевать) и семь человек экипажа, из которых пятеро — стрелки. Последнее понятно: для истребителя такая огромная дура лёгкая мишень, а потому надо было, чтобы «Barling Bomber» мог стрелять сразу во все стороны и истребители к себе не подпускать.

картинка

Повоевать, правда, этой дуре не пришлось: при испытательном полёте из Детройта в Вашингтон она не смогла перелететь горы Аппалачи. На доработку бомбера у США тогда не нашлось денег (сегодня такое трудно представить, да?), и в 1925 году проект закрыли. Однако до 1937 года XNBL-1, хоть и в единственном экземпляре, оставался самым большим самолётом в США, а некоторое время, кажется, и в мире.

картинка

Очень трогательная стрелковая башенка на носу, правда? Ей только крепостных зубцов не хватает.

Вот кто-то приставил к этой летающей крепости штурмовые лестницы:

картинка

Стеллаж в полёте:

картинка

Via


Tags: История
Subscribe
promo p_i_f май 3, 2013 14:18 58
Buy for 30 tokens
Выкладываю для рекламодателей, промо-размещателей и прочих интересующихся:
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments