p_i_f (p_i_f) wrote,
p_i_f
p_i_f

Categories:

Город Помпеи

Все знают из школьного учебника историю этого города уничтоженного 24 августа 79 года. Вырвавшееся из жерла Везувия 300 градусное цунами из газов и пепла за несколько секунд убило все живое, а грязевый поток скрыл Помпеи от людей почти на две тысячи лет. Среди погибших жителей Помпеи оказался знаменитый римский писатель Плиний Старший, гибель которого подробно описал его племянник Плиний Младший в письмах к историку Корнелию Тациту.

В 62 году нашей эры спокойный прежде Везувий впервые показал свой норов. Подземные толчки раскачивали построенные вокруг него древнеримские города: Помпеи, Геркуланум, Неаполис, Стабию и Нукерию. Но землетрясение было недолгим и вскоре прекратилось. Хотя следующие годы землю продолжало время от времени немного трясти, люди привыкли к этому, да и кто бросит свои шикарные виллы или возделанные на плодороднейшей вулканической почве поля и виноградники, дававшие три урожая в год.

Современные ученые знают, что эти землетрясения говорили о поднимавшей к поверхности магме - предвестнице уже случавшихся здесь с периодичностью в две тысячи лет извержений. Так продолжалось до полудня 24 августа, когда землю вокруг вулкана страшно затрясло и над спокойным прежде кратером выросло огромное грибовидное облако. Землю затрясло так, что это ощущалось на расстоянии 30 километров от Везувия. В Помпеях и Геркулануме людей и скот валило с ног, рушились черепичные крыши зданий и падали с постаментов статуи.


Затем Геркуланум и расположенные в нескольких километрах ниже от него Помпеи накрыла взрывная волна из вырвавшихся из Везувия раскаленных до 300 градусов цельсия газов. Смерть встретивших эту волну жителей была мгновенной и спастись от неё было невозможно. В тот день дул сильный северный ветер который понес поднявшееся над кратером смертоносное облако в сторону этих двух городов. Поднятый колоссальным взрывом в воздух пепел, пемза и громадная часть склона самого Везувия остывали и падали на землю. За короткое время это облако накрыло Геркуланум и Помпеи. На южной же стороне вулкана высота выпавшей пемзы не превысила и 10 сантиметров. Дело завершили идущие одновременно с извержением Везувия дожди. Они подмыли выброшенные на вершинах кратера вулканические породы. Они сползли вниз тремя грязевыми потоками и окончательно похоронили под своей многометровой массой два несчастных города. 26 августа, когда развеялась стоявшая над Везувием тьма, все было кончено. Цветущего 25.000 города с роскошными постройками уже не существовало, а на его месте лежало дымящееся поле пемзы, пепла и грязи.

Местонахождение Помпей было обнаружено только в конце XVI века при постройке водопровода архитектором Фонтана. Копая колодец, рабочие случайно наткнулись на находившиеся более чем на трехметровой глубине фрески. Первые археологические раскопки начались в XVIII веке по приказу короля Карла III. Археологическую и историческую ценность Помпеи и Геркуланума невозможно переоценить. Засыпанные в мгновение ока города дошли к нам через два тысячелетия как будто только вчера покинутые жителями в абсолютно неизменившемся виде и показали со всеми подробностями жизнь людей I века нашей эры.

Помпеи имели четкую планировку - в городе были проложены перпендикулярно две главные улицы. Одна из них проходила с севера на юг, другая с запада на восток. Параллельно с ними были построены второстепенные, более узкие улицы. В период ливневых дождей они одновременно служили и водостоками. А чтобы жители города могли перебраться через бегущий по ним поток воды, на каждом перекрестке в каменную мостовую вровень с тротуаром были вделаны специальные тумбы. В городе был и водопровод. Воду подавали по свинцовым трубам и на улицах Помпеи можно встретить каменные колонки из которых жители могли брать воду для своих нужд. Сейчас их отреставрировали и мы тоже можем насладиться вкусом текущей из них прохладной горной воды. Везувий снабжал город и горячей водой. Она поступала в шикарные термы - бани украшенные мозаикой, лепкой и статуями.

В городе было девять районов. Это были кварталы домов, разделенные параллельными улицами. Второстепенные улицы Помпей, как и две главные, были замощены большими каменными плитами. Центром городской жизни являлся Форум. Окруженный зданиями храмов, базилики, городским архивом - табуларией и курией - где жители выбирали своих должностных лица и торжественно вручали им символы власти, он располагался в самом центре Помпей. К форуму примыкал городской рынок, на который свозили свою продукцию сельские жители.

Как и в любом древнеримском городе того времени, в Помпеях был амфитеатр эллипсовидной формы, служащий для проведения боев гладиаторов и скачек колесниц и театр, вмещавший также около 5.000 человек. Его скамьи для зрителей поднимались ярусами, врезанные в склон холма на юге города.

Городская стена не только охраняла город, к ней были пристроены конюшни для лошадей, лавки и трактиры.

В городе была и небольшая тюрьма. Среди жилых зданий (домусов) Помпей наиболее интересны дома ремесленников с пристроенными мастерскими и магазинами. Виллы богатых патрициев, землевладельцев и торговцев с их большими, богато убранными комнатами и зелеными дворами, украшенными скульптурами с обязательным фонтаном в бассейне, рассказывают нам о жизни верхушки древнеримского общества. Помпеи были городом отдыха богатых людей. В то время, впрочем как и сейчас, было принято иметь виллу вне большого города. К примеру, у извесного всем Цицерона, по сохранившимся хроникам , было три роскошных виллы.

Центральное, самое большое помещение в доме патриция - атрий в центре также имело бассейн - имплювий. В жаркие месяцы итальянского лета имплювий поддерживал в остальных комнатах дома прохладу. Через отверстие в плоской черепичной крыше в него поступала собранная на ней дождевая вода. По соседству с атрием - служащим для деловых встреч залом, располагался личный кабинет хозяина дома - таблиний. В нем он работал, любуясь видом на свой сад - перистиль. Обязательными в доме были библиотека и баня с горячей термальной водой. Жители победнее пользовались городскими термами. Кушать в те времена патриции любили возлежав на ложе в зале триклиния - современной столовой комнате. В ней же они и устраивали трапезы, встречая своих гостей. Для сна обитателям дома служили спальни кубикулы.

Как в частных домах, так и в общественных местах города были чрезвычайно распостранены рисунки и скульптуры эротического содержания. Она всюду присутствовали в их обыденной жизни.

Не говоря о домах терпимости - лупанариях, естественно имевшихся и в Помпеях, в трактирах, на втором этаже были комнаты, куда жители города заходили развлечься после обильной трапезы.

Археологи откопали в Помпеях огромное количество фресок, мозаик, скульптур и предметов домашнего обихода эротической направленности.

Надо сказать, что в то время некоторые из этих явно нескромных на сегодняшний взгляд скульптур, несли совершенно иной смысл - считалось, что изображение фаллоса поможет отвести сглаз от хозяев дома, а его каменное изображение на дороге предупреждало о её близком крутом повороте. Пекари верили, что разместив над печью его изображение, выпеченному в ней хлебу не будет равных.

Большую часть этого наследия ныне более целомудренные итальянцы хранят в музее Неаполя.

На территории Помпей также существуют хранилища предметов домашнего обихода тех лет. В этих складах за решетками на территории города находятся многочисленные предметы быта жителей древних Помпей.

На этой фотографии вы видите Везувий с как-бы откусанным правым склоном. Если мысленно провести две линии продолжающие его правый и левый склоны - то можно себе представить каким он был до взрыва и какая колоссальная масса породы поднялась в воздух и переместившись в сторону моря, накрыла собой Геркуланум и Помпеи.

Помпеи стояли тогда на берегу моря. На этой фотографии виден вход в туннель. Люди стоят на мосту, соединявшему до извержения Везувия морскую пристань с городскими воротами. На месте растущих на фоне Везувия деревьев раньше плескались волны Средиземного моря.

В 1997 году Помпеи были включены в перечень культурного наследия мира организацией ЮНЕСКО. Пол виллы Фавна украшает мозаика со всемирно известным изображением Александра Македонского в бою с армией персидского царя Дария Третьего. Её обнаружили в октябре 1831 года. Мозаика состоит из около полутора миллионов выложенных по предварительно нанесенному на пол рисунку разноцветных кусочков. В Помпеях находится её точная копия, оригинал же с 1843 года хранится в археологическом музее Неаполя.

На этом мы покидаем некогда цветущий итальянский курортный город Помпеи, беззаботная жизнь граждан которого протекала следуя издревле известному высказыванию их соотечественника - "хлеба и зрелищ". На фотографиях ниже видны здания пекарни, трактира, каменное ложе для плотских утех на его втором этаже, ванна горожанина и городской театр.




Tags: История
Subscribe
Buy for 40 tokens
Я может что-то пропустил, но 8 лет назад просто пришел, получил талон, меня сфотографировали в кабине и спустя какое-то время выдали паспорт. Сейчас процедура усложнилась очередь только на фотографию - 1 месяц. (Фото: Яндекс Картинки) Во-первых нужно заполнять анкету онлайн и так же…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments