p_i_f (p_i_f) wrote,
p_i_f
p_i_f

Category:

Зарисовки из жизни английского морехода



Англичанин Джон Уорд, поступивший в 1606 году на службу к тунисскому дею и сменивший имя на Юсуф Реис, стал первым в череде европейских корсаров, которые устремились на Берберийский берег. Североафриканские порты давали им приют и обеспечивали надёжный тыл в грабительских экспедициях. Прошло совсем немного времени, и каперы-ренегаты направили свои эскадры к английским берегам. В 1609 году они вовсю грабили побережье Ирландии и Англии. Королевский флот ничего не мог им противопоставить. Однако английский монарх попытался навести порядок на море и решил помиловать всех каперов. Посмотрим, что у него получилось.


История Питера Эстона

Зарплата моряка Королевского флота составляла 10 шиллингов в лунный месяц (вплоть до начала XIX века флот рассчитывал зарплату на основе 28-дневного месяца) до всех вычетов. Сумма, казалось бы, неплохая, но команда капера, взявшего большой куш, легко могла заработать 10–15 фунтов — больше, чем самый высокий гонорар английского судьи. Неудивительно, что многие профессиональные моряки — особенно те, кто преуспевал в каперских операциях до заключения мира с Испанией — выбирали кривую дорожку пиратства. Не стоит забывать и про дисциплину, к которой моряки испытывали искреннюю неприязнь. Как заметил сэр Уолтер Рэли, люди шли

«служить на кораблях Его Величества с таким же недовольством, как если бы они были рабами на галерах».

Зарисовки из жизни английского морехода
Знаменитый корсар елизаветинской эпохи сэр Уолтер Рэли.

К 1607 году английский флот насчитывал всего 37 кораблей, многие из которых, по словам венецианского посла, «были старыми и гнилыми и едва годными для службы». Этого было совершенно недостаточно для противодействия пиратам: во-первых, эти корабли были в основном большими и предназначались для генерального сражения, а во-вторых, их состояние оставляло желать лучшего.

Получался какой-то замкнутый круг. В этой ситуации очень примечательна история, произошедшая в 1611 году. В июле Яков I получил письмо от губернатора Дублина Артура Честера, в котором сообщалось, что пират Питер Эстон, восемь лет терзавший английское побережье, готов сдаться и перейти на королевскую службу при условии помилования. На руках у Эстона была кровь более сотни людей, и король выступал резко против, но инструментов противодействия пиратам у него не было. Яков даже не мог заставить Честера дать корсару бой и захватить его: Эстон прибыл в порт с армадой из 25 пиратских кораблей, и слабый дублинский гарнизон был заранее обречён.

Советники короля предлагали помиловать разбойника. Во-первых, говорили они, одним грозным пиратом сразу станет меньше. Во-вторых, это послужит стимулом для других разбойников. В-третьих, бывших пиратов можно использовать в охоте на нынешних пиратов, ведь подобное лечат подобным. «А как же честь и совесть?», — поинтересовался Яков. На что ему ответили, что вот когда королевство будет сильным, тогда можно вспомнить и о чести с совестью, а пока… В общем, король согласился дать помилование.

Эстон же, пока ждал королевского решения, отошёл к Корку и зря времени не терял: он захватил ещё 13 ирландских и английских кораблей — надо же было как-то себя развлечь. Затем к Эстону прибыл королевский поверенный и обозначил условия помилования: сдать всё захваченное. Эстон ответил, что это слишком: он лучше уйдёт в Алжир к берберийским корсарам! Ну или в Тоскану — и даже показал письмо от герцога Козимо II Медичи, который звал пирата на службу.

После долгих переговоров Эстон всё-таки сдал часть награбленного, а после этого, обиженный, уплыл к Ньюфаундленду, где устроил большую охоту на английскую рыбную ловлю. Оттуда он не переставал слать королю просьбы о помиловании, но безо всяких конфискаций.

К этому времени Яков I решил помиловать вообще всех бывших каперов — нынешних разбойников, которые пиратствовали с 1604 года, то есть со времени заключения мира с Испанией. На тот момент их насчитывалось до 3000 человек. Эту идею поддержал старший сын короля, принц Генрих, который хотел, чтобы «моряки этого королевства пополнились теми, кто сейчас занимается пиратством». В феврале 1612 года о помиловании было объявлено. Фактически, король признался, что государственный флот не в состоянии победить пиратов.

Зарисовки из жизни английского морехода


Английский корабль «Принц Роял» постройки 1610 года. На таких кораблях трудно гоняться по мелководью за маленькими и юркими кораблями пиратов.


История Джона Натта

Пираты в основной своей массе не согласились на предложенное королём снижение уровня жизни (имеется в виду снижение заработка до уровня моряка и сдача награбленного). Сразу после объявления амнистии один из королевских офицеров нагнал пиратский флот из 30 кораблей и озвучил им условия Якова. Разбойники отклонили предложение, поскольку «в нынешнем мирном состоянии в Англии им не на что будет жить».

Не соглашались пираты на помилование и по другой причине. Вот история Джона Натта, бывшего капера, а в 1620-х годах — уже пирата. Натт не оставлял после себя свидетелей, зато имел семью в Томпшеме недалеко от Эксетера и спокойно наведывался к родным, привозя жене и дочерям гостинцы из дальних странствий. В 1623 году он решил воспользоваться амнистией и прибыл в Дартмут, однако вице-адмирал Девона Джон Эллиот решил наказать пирата за все прошлые грехи. Пользуясь техническими обстоятельствами (старое помилование уже потеряло силу, а нового ещё не было), он захватил Натта и его корабли и отправил пирата в Лондон для суда.

Дальнейшие события хорошо демонстрируют коррупцию по-английски. Оказывается, Натт часть своей добычи отстёгивал сэру Эдварду Конвею, заместителю госсекретаря Южного департамента. С подачи Конвея, который не хотел терять источник доходов, Эллиота обвинили в том, что он не конфисковал товары, деньги и корабли Натта, а присвоил их. Эллиот пытался оправдаться, но получил удар с другой стороны: выяснилось, что Натт когда-то помог защитить от французов колонию на Ньюфаундленде, которая принадлежала Джону Калверту, госсекретарю Якова I. В итоге Эллиот угодил в тюрьму Маршалси, а Натт получил полное помилование — ему вернули деньги, корабли и товары.

Зарисовки из жизни английского морехода


Берберийские пираты собираются в набег.


Как видим, произошло сращивание криминальной и властной верхушки. Страна погрязала в коррупции и беднела, а пираты отстёгивали мзду береговой охране и высоким чинам в окружении короля, поэтому были фактически неподсудны и ненаказуемы. Все потуги Якова не приносили и не могли принести какого-то результата, пока не была разорвана эта смычка криминала и власти.

Совет морского волка

Самым знаменитым пиратом из тех, кто перешёл на королевскую службу, был Генри Мэйнваринг. В своих записках он ласково упрекал короля за проводимую политику, утверждая, что с пиратами надо не договариваться — их надо уничтожать. Практика помилований привела к тому, что любой разбойник приходит к английским берегам, когда ему удобно, и обсуждает условия сдачи, по сути, с самим королём. То есть монарх и пират становятся на один уровень. Мэйнваринг считал, что надо разорять каперские гнёзда, устраивать тайные стоянки и порты, громить пиратов на суше и на море, но самое главное — не давать им сбывать краденое. Для начала на своей земле, ведь в той же Англии вполне успешно образовалась смычка пиратов, начальников береговой охраны, владельцев условных магазинов «всё по 30 пенсов» и местных жителей, которых такие низкие цены совершенно устраивали несмотря на то, что эти товары были обагрены кровью.

Мэйнваринг предлагал две вещи:

- Устроить настоящую охоту на пиратов в море, причём вешать всех, а не только главарей;
- Выбить из-под ног пиратов экономическую основу, в первую очередь сильно затруднив им сбыт награбленного.


Однако охота на пиратов требовала новых кораблей, поскольку, как уже было сказано, государственный флот строился для сражений больших флотов и не имел кораблей, способных охотиться на пиратов и преследовать их на мелководье.

Зарисовки из жизни английского морехода


Захваченные пиратами рабы.


План Мэйнваринга был принят только в 1617 году, когда Яков I сообщил в программной речи, что настала пора «обнажить наш меч против врагов Бога и человечества», то есть против пиратов. Эти слова стали началом долгого пути, который занял без малого 20–25 лет. А пока что торговые моряки были вынуждены защищать себя сами. Примером тому являются действия членов команды торгового брига «Джейкоб» в октябре 1621 года.

История брига «Джейкоб»

В конце октября 1621 года судно «Джейкоб» из Бристоля проходило через Гибралтарский пролив, когда на него напали и захватили алжирские корсары. Пираты разграбили корабль, большинство англичан заковали в кандалы и поместили в трюмы. На корабле они оставили четырёх юнг: Джона Кука, Уильяма Линга, Дэвида Джонса и Роберта Таки, а также 12 человек призовой команды, которые должны были проследить за транспортировкой судна в Алжир. Конечно же, юнг перспектива попасть в рабство совершенно не радовала.

Пять дней и пять ночей «Джейкоб» плыл на восток. Ночью шестого дня поднялся ветер, и бриг отстал от основных сил. Таки стоял у руля, Линг и Джонс были на мачтах. Понимая, что при таком свежем ветре им не справиться с парусом, они позвали на подмогу. Глава алжирской абордажной партии пошёл на помощь. Тут-то всё и началось.

Похоже, решение угнать корабль и вернуться в Англию было спонтанным. Кук и Джонс подтолкнули главаря, боровшегося с парусом, и тот полетел за борт. Однако упал он не в воду, а на основание паруса и зацепился за канат, по которому начал подниматься обратно на палубу. Кук вовремя заметил это и крикнул Лингу, чтобы он сбил пирата, иначе всем им крышка. Линг, недолго думая, схватил ручку насоса и ударил ею главаря по голове. Тот рухнул за борт и исчез в волнах.

Зарисовки из жизни английского морехода


Берберийские пираты.


В этот момент пять или шесть пиратов занимались взятием рифов на фоке, а остальные находились на корме. Кук быстро спустился с грота, проник в каюту капитана, где находились абордажные сабли, протянул одну Лингу, и вдвоём они напали на пиратов на корме. Двоих убили сразу, третьему отрубили руку, и тот прыгнул за борт. Затем юнги развернулись и помчались к фок-мачте, где обезумевшие пираты начали убегать от них, пока не прыгнули в световой люк, который англичане быстро заколотили. Таки был на румпеле, и в этот момент пираты, находившиеся в трюме, обрезали румпельный канат, из-за чего корабль начал крутиться на волнах и стал неуправляемым. Далее последовали переговоры: пираты хотели, чтобы их выпустили наружу, а юнги требовали присоединить обратно румпельный канат, иначе гибель грозила всем. В конце концов, пираты восстановили румпель, и судно взяло курс на Испанию.

Через три дня юнги достигли Сен-Лукара, где продали девятерых пиратов в рабство испанцам. На вырученные деньги они наняли людей и с помпой вернулись в Бристоль.

Ну а 26 декабря 1622 года в Гибралтарском проливе «Джейкоб» снова атаковали алжирцы. В бою вся команда была убита, кроме двух человек, которых продали в рабство в Алжире. Кук, Линг, Джонс и Таки погибли на корабле.
Tags: История
Subscribe

Posts from This Journal “История” Tag

promo p_i_f май 3, 2013 14:18 58
Buy for 30 tokens
Выкладываю для рекламодателей, промо-размещателей и прочих интересующихся:
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments