p_i_f (p_i_f) wrote,
p_i_f
p_i_f

Category:

Древнее золото Африки: загадки заброшенных шахт Чёрного континента



Золота в Древнем Египте было много. Есть, например, данные о том, что при фараоне Тутмосе III, правившем Египтом приблизительно в 1479-1425 годы до нашей эры, добыча золота временами доходила до 40-50 тонн в год.

Золото тут добывали с незапамятных времен. По замечанию Винсента Буранелли, «когда фараон Тутанхамон, лежащий в золотом саркофаге и окруженный множеством блестящих золотых вещей, был похоронен в египетской Долине Царей более 3000 лет тому назад, роман человечества с золотом уже давно начался».

Историки полагают, что египтяне, вероятнее всего, добывали россыпное золото в Восточной пустыне, которая захватывает часть территории современного Египта и Северного Судана (бывшая Нубия). В этой пустыне археологи обнаружили многочисленные следы древних разработок аллювиальных россыпей. Здесь также найдены остатки рудников, в которых разрабатывались кварцевые золотоносные жилы. Выработки этих рудников достигали иногда глубины 100 метров.

Вода в Восточной пустыне встречается крайне редко, и специалисты одно время считали, что производить промывку песков на месте их добычи древние египтяне не могли. Перетаскивать же далеко куда-либо золотоносный песок было нерационально. Единственным решением этой проблемы были бы достаточно обильные источники воды, однако Нил находится от места разработок на расстоянии 100-160 километров. И это озадачивало историков.

Египетская «Карта золотых рудников» (изображение взято из книги А.Ю. Склярова "Металлы - дар небесных богов", издательство ВЕЧЕ, 2015)

Египетская «Карта золотых рудников» (изображение взято из книги А.Ю. Склярова "Металлы - дар небесных богов", издательство ВЕЧЕ, 2015)

Но, как оказалось, египтяне обходились без Нила, хотя и прекрасно осознавали важность наличия источников воды для добычи драгоценного металла.

В Луксоре найдена надпись времен Рамсеса II, в которой упоминается 21 золотоносный район Египта. Другая надпись, адресованная фараону, сообщает: «Есть много золота в стране Икит [в Нубии – АС], хотя дороги весьма безводны, и проходят туда немногие из золотопромывателей – только половина из них достигает до нее, ибо умирают они от жажды на дороге вместе с их ослами». Возник вопрос о прорытии на дороге колодца. Вельможи сообщили фараону, что страна Икит «в состоянии отсутствия воды со времен богов», тем не менее Рамсес II дал указание «высверлить» колодец. Далее в надписи передается текст письма наместника фараона из Нубии: «Случилось чудо... был найден колодец посреди долины, 10 локтей с каждой стороны, наполненный водой до краев его».

Большой интерес для исследователей представляет изображенная на папирусе египетская «Карта золотых рудников», возраст которой около 3300 лет. Это самая древняя из известных в мире карт золоторудных месторождений, а также карт рудных месторождений вообще. По времени «издания» карта относится, по мнению историков, к царствованию фараона Сети I (1306-1290 год до нашей эры) или его сына Рамсеса II (1290-1224 год до нашей эры), если считать, что на карте находится «Чистая гора», которая упоминается в обнаруженном в Луксоре перечне золотоносных районов. Учитывая внушительные размеры указанного на карте здания святилища бога Амона, можно предположить, что поселок золотоискателей и его население были значительными, а время эксплуатации месторождения было довольно продолжительным и охватывало период царствования обоих фараонов.

Что касается того, какой район показан на карте, мнения исследователей расходятся. По мнению И.Лурье, на карте изображен район Вади Хаммамат, а по мнению Д.Редера – район Аравийской пустыни. Однако Б.Пиотровский, который бывал в южных районах Египта, обследовал путь к золотым рудникам Вади Аллаки и обнаружил место упоминавшегося колодца Рамсеса II, считает, что карта относится к одному из районов Нубийской пустыни.

Действительно в это время Нубия была основным поставщиком золота для Египта. Установлено, что многие золотые предметы, найденные в гробнице Тутанхамона, были изготовлены из нубийского золота. Кстати, многие считают, что и само название «Нубия» происходит от древнегреческого «нуб» – золото. Фараоны Нового Царства (к которым относятся и упомянутые Тутанхамон, Сети I и Рамзес II) вели практически непрерывные войны за обладание этой территорией.

Но и задолго до них – во времена еще Среднего Царства – Нубия также была для египтян источником вожделенного металла. Так известно, что во второй половине XIX века до нашей эры в Нубии после длительных войн Сенусерта III имел место довольно длительный период мирного развития. При его преемнике Аменемхете III походы совершаются редко, нося характер кратковременных стычек – только изредка в надписях встречаются указания на «разгром нубийцев». Этот фараон прославился не войнами, а строительством дворцов, храмов и каналов.

Канал у Первого порога близ Асуана обеспечивал регулярное сообщение вверх и вниз по Нилу. По нему следовали на север суда, построенные из нубийского дерева и нагруженные нубийским золотом, самоцветами, поделочным камнем и другими экзотическими товарами. На этих судах находились царские агенты, по-древнеегипетски «шемсу» – слуги, сопровождающие. Даже знаменитая египетская сказка «О потерпевшем кораблекрушение» ведется от имени такого «шемсу», только что возвратившегося в Египет из области Уауат, где находились «рудники фараона».

Современный Нил в районе Асуана (изображение взято из книги А.Ю. Склярова "Металлы - дар небесных богов", издательство ВЕЧЕ, 2015)
Современный Нил в районе Асуана (изображение взято из книги А.Ю. Склярова "Металлы - дар небесных богов", издательство ВЕЧЕ, 2015)

Однако одной только Нубией дело не ограничивалось. Так, например, из египетских текстов следует, что золото поставлялось и из некоей легендарной страны Пунт, известной также как Та-Нечер – «Земля Бога». В частности, знаменитая царица Хатшепсут отправляла в эту страну экспедицию на пяти кораблях в составе 210 матросов под начальством некоего Нехси.

В ходе экспедиции египтяне закупили в Пунте древесину черного дерева, мирровое дерево, разнообразные благовония, в том числе ладан, черную краску для глаз, слоновую кость, ручных обезьян, золото, рабов и шкуры экзотических животных. Рельефы храма в Дейр эль-Бахри представляют все подробности этой кампании. Художники детально изобразили флот Хатшепсут, особенности ландшафта Пунта с лесами благовонных деревьев, экзотическими животными и домами на сваях. Также на стенах храма изображена сцена признания правителями Пунта – царем Пареху и царицей Ати – формальной власти Хатшепсут.

И это была далеко не первая экспедиция. Хатшепсут лишь восстанавливала древние связи со страной Пунт, которые были прерваны за многие сотни лет до нее – во времена Среднего Царства.

Экспедиция в страну Пунт, снаряженная Хатшепсут (изображение взято из книги А.Ю. Склярова "Металлы - дар небесных богов", издательство ВЕЧЕ, 2015)
Экспедиция в страну Пунт, снаряженная Хатшепсут (изображение взято из книги А.Ю. Склярова "Металлы - дар небесных богов", издательство ВЕЧЕ, 2015)

Местонахождение страны Пунт до сих пор точно не установлено. Историки больше склонны считать, что она располагалась где-то на побережье Восточной Африки в районе Африканского Рога – современного полуострова Сомали. Между тем есть гораздо более привлекательный кандидат на эту роль – Эфиопия.

Во-первых, современная Эфиопия – сосед Сомали. И это лишь сейчас разные государства, а в древности эфиопские цари вполне могли распространять свою власть и на побережье полуострова, чему имеются вполне определенные подтверждения. А во-вторых, из Египта в Эфиопию можно было попасть не только по Красному морю, но и по Нилу.

На мой взгляд, историки недооценивают возможности египтян преодолевать нильские пороги, а потому и ограничивают контакты Древнего Египта лишь Нубией – современным Суданом. Между тем путь вполне может быть продолжен гораздо дальше – вплоть до озера Тана, из которого вытекает Голубой Нил. А озеро Тана располагается в самом сердце современной Эфиопии. И по нему до сих пор снуют тростниковые лодки, которые в Египте остались лишь на древних фресках. А в музее Аддис-Абебы, столицы Эфиопии, на полках можно увидеть подголовники, абсолютно схожие со своими аналогами, которые использовались в Древнем Египте вместо подушек. Есть здесь и доски для манкала – популярной в Древнем Египте игры. В Египте ее правила уже забыты, а в Эфиопии в нее играли еще совсем недавно. Так что нет никаких сомнений в том, что египтяне в древности поднимались по Нилу гораздо дальше Нубии – вплоть до озера Тана.

Голубой Нил между тем протекает через те районы Эфиопии, где находятся месторождения, богатые золотом. Золота тут столько, что разработка этих месторождений актуальна до сих пор. Есть здесь и следы добычи золота в глубокой древности. Но, к сожалению, археология в Эфиопии развита чрезвычайно слабо, и регион, можно сказать, совершенно не изучен – особенно в том, что касается времен до нашей эры…

Эфиопы ничуть не сомневаются, что Аксум – город на севере современной Эфиопии – был в древности столицей страны, которой правила легендарная царица Савская. Та самая царица, которая приезжала в гости к царю Соломону в Иерусалим с огромным караваном подарков – в том числе и золота.

«И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце… И подарила она царю сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний и драгоценные камни…» (3 Книга Царств, гл 10).

В пересчете это означает более пяти тонн золота!.. Так что золота в древней Эфиопии было немало…

Заметим попутно, что эфиопская царская семья, лишившаяся власти только в 70-е годы ХХ века, ведет свою родословную от Менелика – сына царя Соломона и царицы Савской…

Тростниковая лодка на озере Тана (изображение взято из книги А.Ю. Склярова "Металлы - дар небесных богов", издательство ВЕЧЕ, 2015)
Тростниковая лодка на озере Тана (изображение взято из книги А.Ю. Склярова "Металлы - дар небесных богов", издательство ВЕЧЕ, 2015)

Царь Соломон получал золото не только от царицы Савской, страна которой упоминается в Ветхом Завете под названием Сабатейское царство. В качестве источника золота и драгоценностей фигурирует и некий Офир.

«...и отправились они в Офир, и взяли оттуда золота четыреста двадцать талантов, и привезли царю Соломону» (3 Книга Царств, гл. 9).

Во второй половине ХХ века появилось сообщение, что копи царя Соломона, которые связывают как раз со страной Офир, будто бы найдены на территории Саудовской Аравии в урочище Махд-ал-Джахаб (в переводе с арабского – «колыбель золота»). Здесь были обнаружены древние золотые рудники. Подсчитано, что количество сохранившейся пустой породы примерно соответствует тому количеству золота, которое пошло на строительство храма в Иерусалиме. Но точно ли это копи царя Соломона? Здесь ли находилась легендарная страна Офир, о которой упоминает Библия? Немало исследователей в этом сомневается.

Страну Офир пытались искать в самых разных местах. В том числе и на юге Африканского континента. Так в 1487 году монах Ковильян, переодевшись мавром, достиг побережья Мозамбика и проник в находящуюся в 800 километрах к югу Софалу – страну, достигшую довольно высокого уровня цивилизации. Возвратившись в Лиссабон, он рассказал об огромном количестве золота, которое вывозят через порт Софалы суахилийские и арабские купцы. Судя по всему, на основании его сообщений и появилась африканская версия расположения страны Офир.

«Несколько позднее, в 1498 году, во время плавания к берегам Индии второй португальской экспедиции ее руководитель Васко да Гама узнает от своего лоцмана, араба Ахмада ибн Маджида, о том, что в глубине африканского континента находится страна Золотая Софала, во главе которой стоит султан Мономотапа, что означает «владыка рудников». Страна эта очень богата золотом, которое добывают на многочисленных рудниках в междуречье Замбези и Лимпопо. «Чистое золото из этих мест вывозят через порт Мамбане, что в устье реки Сави», – напишет потом ибн Маджид в своей лоции к восточно-африканским берегам…

Первые португальские конкистадоры высадились на побережье современного Мозамбика в самом начале XVI века. Около 30 лет ушло на то, чтобы подчинить себе прибрежных правителей. Затем начинается экспансия вглубь континента, где в верховьях реки Замбези должны были находиться самые богатые рудники. Речь шла по-видимому о королевстве Мономотапа, которое было основано в середине XV века в междуречье Замбези и Лимпопо на территории современных Зимбабве и Мозамбика. Верховным правителем был султан Мване Мутапа – «владыка рудников», от искаженного имени которого и пошло название Мономотапа. Обитатели этой страны действительно добывали золото, железо, знали металлургию, умели строить каменные дома «дхимба дза мабве» (отсюда пошло название Зимбабве). Португальцам не удалось тогда проникнуть далеко в глубь страны. Они открыли золотые прииски и с трудом могли оборонять границы своей колонии» (Ю.Баженов, «В поисках страны Офир»).

Руины Великого Зимбабве (изображение взято из книги А.Ю. Склярова "Металлы - дар небесных богов", издательство ВЕЧЕ, 2015)
Руины Великого Зимбабве (изображение взято из книги А.Ю. Склярова "Металлы - дар небесных богов", издательство ВЕЧЕ, 2015)

В предполагаемом районе местонахождения страны Офир в 1868 году были обнаружены каменные руины древнего города – Великого Зимбабве. Хотя первыми европейцами, услышавшими о Большом Зимбабве, были португальские купцы, посещавшие Африку еще в XVI веке. Португальский миссионер Жоаодос Сантос в своих записках упоминал о неких развалинах, сообщая, что местные жители считали их древними золотыми рудниками царицы Савской или даже самого Соломона. Сам Сантос полагал, что это не что иное, как знаменитые копи царя Соломона, упоминаемые в Библии как золотые копи в Офире.

Южная Африка, где находится Зимбабве, является одним из регионов с самыми богатыми залежами золота, которые, как выяснили исследователи, разрабатываются очень давно. Здесь обнаружено много доисторических шахт, возраст которых уходит далеко вглубь времен. Так что версия расположения легендарной страны Офир именно в Южной Африке выглядит вполне правдоподобной. А один современный рудник (самый богатый ныне золотой рудник в мире) даже назван в честь легендарной царицы, приезжавшей в гости к Соломону, и носит имя «Золотой Рудник Царицы Савской».

«Важно также отметить, что название земли «Офир» происходит от древнего ближневосточного названия Африки, которая была «AFIR» или «Aphir». Это позже породило название народов Африки «K’Afir» и мы теперь знаем, откуда оно возникло.

Прямо рядом с Золотым Рудником Царицы Савской, мы недавно обнаружили три древних золотых прииска, один из которых, вероятно, более 100 метров в глубину. Они находятся прямо на краю полностью разрушенного каменного городища, которое занимает весь холм» (М.Теллингер, Д.Хейне, «Храмы африканских богов»).

Микаэль Теллингер у древней шахты (изображение взято из книги А.Ю. Склярова "Металлы - дар небесных богов", издательство ВЕЧЕ, 2015)
Микаэль Теллингер у древней шахты (изображение взято из книги А.Ю. Склярова "Металлы - дар небесных богов", издательство ВЕЧЕ, 2015)

А ранее упоминавшийся Захария Ситчин приводит следующие сенсационные данные:

«Инженеры горнодобывающей промышленности в Родезии, также как и в Южной Африке, часто находили залежи золота путем розыска доисторических копей... Зная, что многие из «новых» перспективных мест разработки минеральных ресурсов Южной Африки использовались людьми еще в глубокой древности, Англо-Американская Корпорация снарядила археологические экспедиции для проведения раскопок на месте намечающегося строительства шахт, прежде чем современное оборудование уничтожит все следы проводившихся там в древности горнодобывающих работ. В опубликованном в журнале «Оптима» отчете Адриана Боше и Пьера Бомона о южно-африканских археологических находках говорилось, что ученые открыли множество слоев, имевших признаки древних и доисторических копей и содержавших человеческие останки. Анализ угля, доставленного в качестве образца с места раскопок, проведенный в Йельском Университете и Университете Кронингена (Голландия), позволил установить, что период образования этих слоев можно определить в рамках от 2000 года до нашей эры до... 7690 года до нашей эры.

У подножия крутых скалистых склонов пика Льва была найдена пятитонная гематитовая глыба, закрывавшая вход в пещеру. На основании анализа угля археологи датировали период проведения горнодобывающих работ в пещере приблизительно 20000-26000 годами до нашей эры.

Недоверчивые ученые начали раскопки в том месте, где по нескольким признакам, была начата горнодобывающая деятельность. Образец угля был послан на анализ в Кронингенскую лабораторию. Результат превзошел все ожидания: 41250 год до нашей эры, плюс-минус 1600 лет!

Ученые Южной Африки затем взяли образцы почвы в окрестностях доисторических копей на юге Свазиленда. Внутри найденных пещер, где велась разработка горных пород, археологи обнаружили прутья, листья, траву и даже перья, – все это, очевидно, использовалось древними рудокопами в качестве постели. На уровне слоя, датированного примерно 35000 годом до нашей эры, были найдены также кости с оставленными на них каким-то острым предметом отметинами, которые свидетельствовали о том, что «человек умел считать даже в столь отдаленное время». Другие останки отодвигают временные рамки этого периода примерно к 50000 году до нашей эры» (З.Ситчин, «12-ая планета»).

Прямоугольная древняя шахта уходит на глубину около 100 метров (изображение взято из книги А.Ю. Склярова "Металлы - дар небесных богов", издательство ВЕЧЕ, 2015)
Прямоугольная древняя шахта уходит на глубину около 100 метров (изображение взято из книги А.Ю. Склярова "Металлы - дар небесных богов", издательство ВЕЧЕ, 2015)

Я сильно сомневаюсь в справедливости указанных датировок. В самой методологии радиоуглеродного анализа, которым датируются органические останки, заложена серьезная неустранимая погрешность, которая при возрасте образцов в десятки тысяч лет выливается в ошибку до 100% и более. А на возрасте в 30 тысяч лет этот метод при этой погрешности вообще перестает корректно работать. Но как бы то ни было, речь в любом случае идет о том, что шахты в Южной Африке очень и очень древние.

Мне, увы, пока не удается проверить достоверность приводимых Ситчиным сведений об археологических исследованиях этих шахт. Очевидно, что ни одно академическое издание не опубликует подобные данные, перечеркивающие все принятую картинку истории. Тем более, когда эти данные получены в ходе исследований, проводившихся по заказу частной компании. Нет у меня и доступа к документам Англо-Американской Корпорации. Однако согласно той информации, которая приходила ко мне по неформальным каналам, данная корпорация организовывала аналогичные исследования древних шахт в Южной Америке, для которых также был получен возраст, превышающий 10 тысяч лет!..

Обращает на себя внимание, что среди древних шахт в Южной Африке попадаются такие, которые имеют прямоугольную форму. Такая форма совершенно не соотносится с примитивными технологиями, поскольку при выемке породы простейшими инструментами требует существенно больших трудозатрат, нежели обычные шахты круглой или овальной формы. И там, где заведомо использовались лишь простые инструменты, нигде не встречается прямоугольных шахт.

Но такую же прямоугольную форму имеют, например, гробницы в Долине Царей в Египте. Причем даже те, которые считаются недостроенными и почему-то заброшенными, хотя их протяженность также достигает 100 метров и более. В этих гробницах бросается в глаза полное отсутствие следов какого-либо кайла или зубила. В них нет вообще абсолютно никаких следов примитивных инструментов (которые при этом в изобилии имеются в гробницах Долины Цариц, расположенной неподалеку). При этом стены таких «недостроенных» гробниц, при всей их изношенности, сохраняют великолепное выравнивание в единой плоскости.

Гробница KV13 – древняя шахта?.. (изображение взято из книги А.Ю. Склярова "Металлы - дар небесных богов", издательство ВЕЧЕ, 2015)
Гробница KV13 – древняя шахта?.. (изображение взято из книги А.Ю. Склярова "Металлы - дар небесных богов", издательство ВЕЧЕ, 2015)

Отсутствие следов инструментов, которые были на вооружении древних египтян, в совокупности с другими особенностями гробниц Долины Царей привело нас в свое время к версии, что фараоны не создавали этих гробниц, а просто использовали в этих целях древние заброшенные шахты, созданные за много тысяч лет до этого теми представителями высоко развитой цивилизации, которых сами египтяне считали богами. По крайней мере, когда смотришь на подобную гробницу-шахту, возникает полное ощущение того, что здесь поработало какое-то горнопроходческое оборудование…

Если эти соображения верны, то получается, что по крайней мере некоторые шахты в Южной Африке – дело рук вовсе не людей, а древних богов, которые и сами добывали здесь золото, использовав для этого оборудование посерьезней кайла и молотка. (А. Скляров)

Фото взято с сайта: https://pl.pinterest.com
Фото взято с сайта: https://pl.pinterest.com
Tags: История
Subscribe

Posts from This Journal “История” Tag

promo kibalchish 20:50, Понедельник Leave a comment
Buy for 40 tokens
Федулова Елена Викторовна, адвокат по уголовным делам Адвокат по уголовным делам Место рождения: Москва Образование: МГЮА имени О.Е. Кутафина. БИОГРАФИЯ: Окончила Московскую государственную юридическую академию МГЮА имени О.Е. Кутафина. Бывший следователь по особо важным…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments