?

Log in

No account? Create an account

p_i_f


ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ


Previous Entry Share Next Entry
Зомби: от Гаити до психиатрии
p_i_f
Зомби... Как много в этом слове для современной культуры. Возможно, мои читатели при слове «Зомби» в первую очередь вспомнят несколько заболеваний, и их фантазия разыграется до того, что они смешают газовую гангрену и бешенство, а может быть самые любопытные назовут пару штаммов Марбурга и вспомнят несколько мозговых паразитов. Но не спешите, мои Cher Ami, не нужно строить догадки - ваш uCrazy совершенно точно знает как стать зомби. И сегодня передаст вам эти знания, эти плавающие в мутном желтоватом формалине крупицы популярной науки, прямо в ваши теплые и любопытные ручки. Добро пожаловать в пост «Зомби: от Гаити до психиатрии».

Зомби: от Гаити до психиатрии

Вообще «Cher Ami» это не промокод на какой-то сайт, где вы должны зарегистрироваться, чтобы uCrazy заработал на хлеб. «Шер Ами» - это голубка, десантированная в 1918 году из США во Францию, а uCrazy худеет на этой благотворительной писанине. «Голубка» это, конечно, мягко сказано - на момент десантирования ей было 8 лет и, учитывая список наград, это вполне себе боевой голубь в полном расцвете сил.

Как ни странно, голуби к зомбированию имеют вполне прямое отношение, и речь не про то, что Милый друг (Cher Ami) стала в итоге чучелом и мощным элементом пропаганды. Речь про Б.Ф. Скиннера и его эксперимент 1947 года. Тогда группу особенно преданных родине пернатых отобрали для исследований природы человеческих суеверий. Их немного подморили голодом, исключительно для чувства мотивации, а затем поместили в отдельные боксы. В каждом боксе было окошко, через которое голубей кормило механическое устройство.

Независимо ни от чего, каждый равный промежуток времени открывалось загадошное дупло, и появлялся корм. За пару дней пернатые проявили чудеса стремительно эволюционирующего дебилизма, став суеверными. Три четверти от всех голубей связали не временной интервал с кормлением, а свое собственное поведение. Решив, что тот момент, когда они кивали головой, мотали ей из стороны в сторону или бегали по кругу, был ключевым, и именно он привел к магическому и необъяснимому с их точки зрения появлению корма в клетке. Они начинали повторять свои действия, и «О, святые перышки!» — корм появлялся снова. Правда, приходилось повторять свои действия в определенный промежуток времени. Но пернатым было уже не до этого - ритуальные кивки, танцы и пляски легли в основу импровизированных культов еды.

Зомби: от Гаити до психиатрии

Бывают ли оккультные зомби-голуби? Не знаю. Может быть. Может быть где-то с чердаков городских многоэтажек вылепленные из хлебного мякиша статуи грозного Bon Dieu взирают на нас, жалких двуногих, засевающих поля, выпекающих хлеб и вафли, чтобы бросить его под босые когтистые ноги могучим слугам пернатого бога. Может быть.

Но что совершенно точно, это то, что культы Bon Dieu все таки существуют. То, что по-французски означает «Добрый Бог», есть ни что иное, как «Бондье» — центральное божество гаитянских культов Вуду. Ох Гаити, Гаити... Нелегкая история этого места словно создана для черной магии. От армии каннибалов, воюющих в конце 20-го века за то, чтобы вернуть в президентское кресло католического священника, до таинственного прошлого. Тайны в данном случае это, кстати, вообще народ (группа народов). Когда Христофор Колумб, или точнее Кристобаль Колон, приплыл на Гаити, где, как известно, неплохо кормят, на острове было пять племен Тайнов.

Зомби: от Гаити до психиатрии

Тайны поклонялись достаточно простым божествам - земисам, и почитали духов предков. Главными из божественных сущностей были Атабэй (вода и женское начало) и её сын Юкаху (мужское начало). Был и свой сатанюга - Макуэтаури Гуайуба — земис правитель царства мертвых Коайбай. Поклонение предкам организовывалось через небольшие алтари, подношения и процесс занюхивания. Тайны нюхали тертые бобы галлюциногенного дерева — анаденантеры иноземной или Piptadenia peregrina, что, наверное, неплохо помогало наполнять окружающий мир разными божествами и духами. Древние люди Южной Америки, кстати, эти бобы вообще курили из трубок, сделанных из пумы, но это другая история. Богов изображали в виде значимых животных и абстрактных человекоподобных лиц.

Зомби: от Гаити до психиатрии

Население тайнов, составлявшее от 100 000 до 1 000 000 человек, с момента открытия острова фактически рабски эксплуатировали испанцы, заставляя их производить продовольствие для своей дальнейшей экспансии в Южную Америку. Вывоз всего съестного и ввоз тифа, кори, гриппа и оспы за следующие 50 лет уничтожит 90% населения острова. Выжившие усвоят простую истину - лучше жить в диких джунглях с риском умереть от голода или быть съеденными дикими зверями, чем насильно принять католичество и работать в поле, пока мучительная смерть от тифа не настигнет тебя и всю твою семью. Пока творилось все это безобразие французские буканьеры и плантаторы втихую заселялись в другом конце острова, подальше от карих испанских глаз. Но, так как работать на тростниковых плантациях было фактически некому из-за быстрого вымирания коренных жителей, французы стали завозить рабов из Африки. Тысячами. Десятками тысяч. Назрел конфликт за территорию. Чтобы две сверхдержавы того времени не перенесли дележку острова в глобальную войну, было решено поделить его. Подписали Рисвикский договор 1697 года и с тех пор к этому вопросу не возвращались. Сегодня, чтобы вы понимали, остров все ещё поделен на Гаити и Доминиканскую республику.

Зомби: от Гаити до психиатрии

И здесь есть несколько интересных нюансов. Во-первых, Гаити, а именно французская Доминикана, была одним из самых жестоких мест в мире для чернокожего. Наказания за попытку побега включали и порку, и клеймение, и подрезание коленных сухожилий, и самые разные виды смертельных кровавых казней. Чтобы другим было неповадно. Тяжесть условий труда была настолько невыносимой, что 2/3 всех привозимых чернокожих умирали в первые несколько лет пребывания. Женщины предпочитали делать аборты, а не рожать (за это их отдельно наказывали), многие из привезенных накладывали на себя руки. Во-вторых, французы были невероятно религиозными. И это отношение к религии было не пустым звуком. Тот же Кодекс Нуар, прописывавший пытки рабов, обязывал всё население исповедовать только католичество. Рабы обязательно должны быть крещеными в Римско-католической церкви, публичное исповедование любой другой религии наказывалось. Если ловили раба с чем-то оккультным — штрафовали господина, а он наказывал раба. Если господин пытался служить другому богу или другим способом отличным, от католического — его штрафовали.

Зомби: от Гаити до психиатрии

Все чернокожие рабы в своем большинстве выходцы из западной Африки - это такие страны как Бенин, Гана или Нигерия. Для их национальной культуры была свойственна религия Воудоу, или, если у вас французский акцент с запахом кислого винишка, «вуду». И, так же как и у тайнов, это достаточно простая система поклонения предкам и божественным сущностям. Луна Маву и солнце Лиза — женское и мужское начало. У Маву, кстати, был андрогенный сын Дэн в облике радужной змеи. Так что культисты вуду были толерантными ещё за тысячи лет до того, как это выбилось в тренды у европейцев. Духи и божества могут быть привязаны к различным фетишам. Для использования в качестве фетиша подходили статуэтки и талисманы, иссушенные части животных или человека. Изготовленные определенным способом, они должны были выполнять роль моста между владельцем талисмана и мистической сущностью. Теперь представьте что будет, если мирные культы поклонения простым божествам у тайнов и воудоу, древние, как само человечество, и густо обросшие за тысячи лет существования фольклором, как борода самого Дробышевского, замесить на принудительном католичестве и жесточайшем рабстве и подчинении. Ммм?

Зомби: от Гаити до психиатрии

Если сегодня вы всё-таки приедете на Гаити изучать местные культы, вам объяснят, что сегодняшнее вуду - это противостояние злых колдунов и добрых жрецов. Злобные бокоры могут насылать проклятия, причинять вред душе и делать так, чтобы с вами творилась всякая неведомая фигня, в то время как жрецы вуду — хунганы (жрец-мужик) и мамбо (жрица-женщина) - противостоят им, замаливая добрых духов (лоа) и крафтя всякие обереги и талисманы защиты, которые становятся мостом в мир духов и приобретают вид фетишей или тотемных изображений. Замаливают опять-таки на алтарях, принося жертвы, совершая отводы проклятий и контрмолитвы. Все живое содержит в себе определенный дух, который не умирает после смерти тела, и за судьбу и благополучие которого надо бороться ещё при жизни. Ему можно навредить, взять в рабство или обречь на что-то нехорошее. Кто-то считает, что это наследие католичества, ангелов заступников и молитв им, персонифицированных икон и прочей европейской религиозной атрибутики. Кто-то видит здесь связь с пра-религиями Африки и коренного населения островов.

Зомби: от Гаити до психиатрии

Но есть и более прозаичные теории о формировании гаитянского вуду в общем и ритуалов зомби в частности. Например, в вуду есть интересная утопичная легенда про воскрешение. Согласно ей, гаитянцы верят, что однажды всех страдавших от невероятно тяжелых условий труда и умерших рабов воскресит и сопроводит на родину в Африку могучий дух Бэвон-Сэмди, дух настолько крутой, что даже белые его знают. Бэрон Самеди это исковерканное имя реального человека - на самом деле это Мартин де Поррес, святой монах Доминиканского ордена, сын испанского плантатора и черной рабыни. Вроде бы вот вам и пришествие святого и царствие небесное, а вроде бы и святой мулат, и везет он их в Африку к зебрам и жирафам, а не святому Петру. Ну что же, небеса у всех свои. Постепенно, кстати, вуду-версию святого стали изображать в виде максимально нарядного человека, готового к погребению. В представлении местных к 19-му веку это оформилось в цилиндр, фрак, темные очки и ватные тампоны в ноздрях. Сейчас этот образ разросся в полноценный скелет во фраке и смешался с Культом Мертвых и празднованием дня мертвых у соседей.

Зомби: от Гаити до психиатрии

Но версий о формировании вуду много, и некоторые из них нехило добавляют зефирок в огонь, от чего тот становится колдовски зеленым. Вот, например, социальная структура Гаитянского рабства. Всё дело в том, что белых там всегда было в несколько раз, а со временем и в несколько десятков раз, меньше чем чернокожих. Управлять такой массой рабов, будучи в абсолютном меньшинстве, невозможно, и необходима была структура, в которой рабы эксплуатируют сами себя. В связи с чем африканцам часто давали свободу, которая из-за сегрегации и ограничений в обществе по цвету кожи мало чего значила. Палкой до смерти не забьют, но умереть от голода и жить в нищете без гражданских прав — это норм. Это запах свободы. Правда, однажды таких вот свободных черных соберется столько, что они поднимут восстание и вырежут каждого белого на острове. Гаити, между прочим, похоронит последние французские планы на колонии в Америке, 18 генералов Наполеона и 20 000 солдат славной французской армии.

Зомби: от Гаити до психиатрии

Но пока они не восстали, черные надсмотрщики и черные рабовладельцы были в порядке вещей. Выросшие в той же культурной среде, они во многом поспособствовали созданию мифов о зомби-рабочем, опираясь на общие с их подчиненными культурные и религиозные ценности. Человеку, который не хотел работать и планировал убить себя, надсмотрщик мог сказать, что он приносит жертвы хозяину мира мертвых, что он на самом деле злой колдун — бокор, и если раб убьет себя, то он может провести ритуал и вернуть его даже мертвого. И тогда тот застрянет в этом мире навечно и работать будет, соответственно, вечно. Ну что же, у нас есть топливо — огромная масса необразованного населения, у нас есть окислитель — насилие и угрозы надсмотрщиков, есть и побочные продукты в виде идолов местных богов и католической церкви, которые впитываются населением и создают местную колоритную культуру независимо ни от чего. Теперь нам нужен катализатор, наш маленький Cher Ami, о подвиге и страданиях которого можно будет рассказывать друг другу.

Зомби: от Гаити до психиатрии

Увы, у uCrazy нет доступа к медицинским архивам Гаити за 16-18 века, но если вам будет интересно читать мои труды, рано или поздно я придумаю, как его достать. Но и без точных записей вся зомби-суеверность легко находит свой диагноз в списке реальных болезней. "Что главное в зомби?" - спрошу я. "Гниющая плоть, неуязвимость к пулям, Т-вирус, умение стонать и любовь к мозгам!" - завопите вы. О нет-нет, главное, чтобы зомби верил в себя. Верил в то, что он зомби, что он уже умер, его органы сгнили, и он должен быть в могиле. А вера в такие штуки это, та-дамс - психиатрия, синдром Катара. Давайте расскажу один случай:

Гражданин Б., 65-летний учитель, недавно вышедший на пенсию. В анамнезе ни у него, ни у кого-либо из его родственников психических заболеваний нет, ни на что он сам не жаловался. Тяжелых хронических болезней не имеет. Алкоголь и наркотики не употребляет, страдает от никотиновой зависимости последние 30 лет, пытался многократно бросить курить. Представлен на обследование с тяжелым психическим расстройством.

Зомби: от Гаити до психиатрии

Первоначальные симптомы включали в себя ухудшение настроения по утрам, ощущение общей печали и уныния. В последующем развилась плохая социализация, ангедония, тревожность, ухудшение аппетита и сна. Появились идеи собственной никчемности, безнадежности происходящего, с последующим преобразованием в мысли о собственной греховности и в чувство вины.

По мере прогрессирования симптомов у пациента Б. развились иллюзии произошедшей катастрофы, нигилизма, бедности и собственного преследования. Нигилистические заблуждения включали в себя описание того, что все подходит к концу, а срок его жизни заканчивается. Дальнейшее развитие включило в себя убеждение в том, что его органы больше не работают, его мозг перестал функционировать, его дом покрыт трещинами и вот-вот провалится под землю в воздушный карман. За месяц до поступления в больницу Б. предпринял попытку самоубийства. В предсмертной записке указал, что хочет спасти мир от смертельной инфекции, которой болен. Уже после поступления в больницу развилась идея о том, что он уже умер. В связи с чем, стал отказываться от еды. Уже в больнице совершил ещё 2 попытки суицида и был переведен в психиатрию.

Зомби: от Гаити до психиатрии

В дальнейшем у мужчины нашли букет болезней - от обструкции легких до легкого простатита - зафиксировали крайнее истощение, записали его бред о том, что его пора хоронить и что он живой труп, пытавшийся доказать это врачам суицидом. Всё это состояние обозвали крайней степенью депрессии, вкупе с психическим расстройством. По шкале Гамильтона Б. набрал 34 балла, что составляет максимально негативный результат оценки - крайне тяжелую степень депрессии. Узнать, дотягиваете ли вы до зомби, можно тут. Но, так как вы, скорее всего, не психиатр, трактовка результата будет спорной. Если же вы психиатр и проходите тест на оценку депрессии по шкале Гамильтона в посте про зомби, то обратитесь к коллегам за помощью - это тревожный знак.

Пенсионер в итоге провел 7 недель под слонопотамьими дозами антидепрессантов и беседуя с психиатрами. При выписке набрал 1 балл и весело и беззаботно ускакал домой заниматься собственной социализацией, штукатурить стены в хате и лечить неизлечимую обструкцию легких.

Вообще, конечно, синдром Котара или бред Котара, названный так в честь французского психиатра Жюля Катара в 1880 году, не является болезнью зомби. Это зеркальное отражение, доппельгангер, если угодно, мании/бреда величия. Это бред отрицания, направленный на себя. Такие люди, как правило, гротескно и красочно описывают собственные болезни и внутреннее гниение, утверждают, что у них не хватает органов. При отсутствии лечения такие утверждения разрастаются в отрицание внешнего мира — погибло всё живое, земля безжизненна, всё пропало, нас не спасти.

Зомби: от Гаити до психиатрии

А теперь ответьте мне на два вопроса: как много сломленных и больных людей может породить самое жестокое рабовладельческое сообщество в мире, перевозя их из родных деревень со всей Африки в незнакомые джунгли, полные болезней, о которых даже белые ни черта не знают? Мог ли кто-либо из них начать верить в то, что он обречен? Что он уже чем-то болен? Что он умер... избегать родных... или знакомых... Но продолжать работать... потому что отказаться нельзя. И как много времени нам, голубиному сообществу суеверных и религиозных людей, понадобится, чтобы сделать из этого легенду? Теперь у нас есть все компоненты нашего паззла. Не хватает только порыва ветра. Им станут amerlos (оскорбительно бытовое с фр. - американцы/пендосы).

Amerlos попали на остров не сразу. В 1789 году случилась первая Гаитянская революция. Чернокожее население восстало, чтобы объявить независимость. В ответ в 1792 году Франция отправила войска. США поддержали местных, чтобы выгнать французов. В 1802 году Франция уже во главе с Наполеоном пытается вернуть Доминиканскую колонию, которая к этому времени ни одной европейской державе уже не принадлежит. И в результате туберкулеза и желтой лихорадки, отчаянных боев с гаитянами, Франция отдала жизни 50 000 сынов. Не получив взамен ничего. В 1821 году с другого конца острова выгоняют испанцев, и Гаити становится единым государством, независимым государством, где у власти находятся чернокожие. Но к 20-му веку остров, мало того что опять распался на две отдельные страны из-за постоянных войн друг с другом, так ещё и влез в долги перед всеми известными государствами.

Зомби: от Гаити до психиатрии

Здесь-то и вступают в игру США. К 1914 году они уже считали себя мировой державой и не собирались уступать ни Франции, ни Германии. Мечтали о расширении, колониях и небольших победоносных войнах. Просыпалась fierté de la nation (гордость нации). Заиграла новыми красками Доктрина Монро — это идея президента Джеймса Монро о том, что в Северной Америке не должно быть европейского влияния. Рузвельт, Говард Тафт и Вудро Вильсон, в итоге, развили её до политики уверенного вмешательства. Это когда, типа, «мы не только убедимся, что у вас нет европейцев и вы их не пригласите в случае внешних проблем, но и мы настаиваем, чтобы ваш политический курс был направлен на благо США». Вот эти идеи привели в конечном счете к тому, что американские войска в начале 20-го века не только побеждали, по их мнению, в Первой мировой войне, но и обеспечивали военное присутствие в Мексике, Кубе, Никарагуа, Санто-Доминго, а в 1914 были направлены и на оккупацию Гаити, которая растянулась с 1915 по 1934 годы.

Зомби: от Гаити до психиатрии

Конечно же местное население с радостью применило имеющийся арсенал суеверий и бросилось в психологическую атаку, рассказывая о черной магии, колдунстве бокоров и оживающих трупах. Перепуганные солдаты возвращаются в штаты и рассказывают всякое. Потребитель, уставший от описаний ужасов Первой мировой войны, хочет колорита и чего-то позабористей. На фоне жажды эпатажа появляются такие писатели, как Уильям Сибрук, специализирующиеся на оккультном и мистическом. Он путешествовал и на Гаити, и в Африку, искал зомби и занимался каннибализмом. Тщательно описывая и издавая это в книгах и статьях. Именно его авторству принадлежит книга «Волшебный остров» 1929 года. По сути, это отправная точка для понятия зомби/живой мертвец в массовой культуре. Попав на рынок популярной продукции в США, эта идея там так и останется, укоренится и будет расти и расти, давая плоды в миллиарды долларов.

На острове с приходом продуктов иностранного производства идолы и амулеты 21 века приобрели особенно жутковатый вид. Ведь теперь обереги изготавливают из дурацких китайских пластиковых игрушек - их облепливают рогами местных коз и баранов, оплавливая и измазывая сажей. А среди обустройства вуду алтарей пытливый ум, вроде нашего с вами, без труда узнает и католическое, и буддийское убранство, намешанное и сплавленное вместе с детскими куклами в суеверие на продажу.

Зомби: от Гаити до психиатрии

Заключение.

Гаити всё ещё одна из самых бедных стран мира, и она всё ещё политически нестабильна. И мало кто, смотря зомби-хорор, задумается о том, что вся история живых мертвецов - это утрированное суеверие, удачно поданное потребителю и основанное на страхе о бесконечной работе, страхе остаться рабом даже после смерти, страхе несчастного чернокожего населения, завезенного на остров французами и угнетаемого белыми людьми столетиями. И сегодня в эпоху глобализации и всеобщей финансовой зависимости особенно иронично видеть популяризацию зомби-культуры. Видеть, как с очередного сеанса "Живых мертвецов" выходят люди, вынужденные платить по кредитам, гасить ипотеку и работать, работать, работать до самой смерти.

Tags:

Posts from This Journal by “Люди” Tag


Buy for 40 tokens
Узнаю нашу страну, в одной новости может быть катастрофа, чудесное спасение, а ведь это действительно было чудо и как итог мародерство. Фото: Георгий Малец (Мартин) Не смотря на то, что место приземления самолета Airbus A321 Уральских авиалиний отцеплено, находятся люди которые решили…