p_i_f (p_i_f) wrote,
p_i_f
p_i_f

А-40

Вам приходилось слышать словосочетание "летающий танк"? Так называли и называют как современные гусеничные бронемашины, так и самолёты-штурмовики. Но в истории Красной Армии был реальный летающий танк.
Фотографию машины, о которой пойдёт речь, вы, возможно, видели и не раз. К примеру, на зарубежных сайтах её частенько можно встретить в юмористических, курьёзных разделах или же в качестве "Weekly picture", аналоге нашего Стоп-кадра.
А-40


Так что же это было такое? История у летающего танка и вправду занимательная. В чём-то смешная, в чём-то серьёзная.

Т-60 был разработан в 1941 году на основе Т-40. Машина развивала скорость до 45 км/ч, преодолевала подъём до 29 градусов, ров шириной 1,7 метра и стенку высотой до 0,65 метра.
А-40


"Главным достоинством Т-60 была простота производства на автомобильных заводах с широким использованием автомобильных узлов и механизмов. Всего было выпущено 6045 танков Т-60, которые сыграли важную роль в сражениях начального периода Великой Отечественной войны".
Как рассказывает сайт Russian Battlefield, Антонов самолично предложил построить упрощённый буксируемый планер разового применения, в качестве фюзеляжа которого использовался бы корпус танка Т-60, а его ходовая часть — в качестве взлётно-посадочного устройства.

"Предполагалось, что такой комбинированный планер может буксироваться четырёхмоторным тяжёлым бомбардировщиком ТБ-3 или двухмоторным ДБ-ЗФ до пункта назначения, а после расцепления производить посадку на площадку ограниченных размеров, сбрасывать крылья с хвостовым оперением и с ходу идти в бой.

Задание на подобный летательный аппарат, которому не было аналогов в истории, Олег Антонов, поддержанный начальником НТК ГБТУ генералом С. Афониным, получил в конце 1941 года. Машину спроектировали всего за две недели и к лету 1942 года построили на планерном заводе в Тюмени.

А-40


Это, по сути, единственная фотография, на которой "Крылья танка" запечатлены в полёте. Оно и понятно — 1941 год всё-таки, не до съёмок.

Она получила название "КТ" ("Крылья танка"), а также обозначалась индексами А-Т, АТ-1 или планер A-40.

Крылья с размахом 18 метров и двухбалочное хвостовое оперение были выполнены по бипланной схеме для уменьшения размеров планера. Длина его составляла всего 12,06 м.

Тросовое управление подвели к месту механика-водителя танка, дополнительно оборудовав его зеркалами бокового и заднего обзоров. Саму машину предельно облегчили (до массы 5800 кг), сняв вооружение, боекомплект, фары, крылья и слив почти всё топливо. Полётная масса танка-планера составила 7804 кг".

А-40


Осенью 1942 года (по другим данным — 1943-го) были проведены первые и, судя по всему, последние испытания "Крыльев танка". Этот испытательный полёт стал, как говорится, яркой страницей биографии заслуженного лётчика-испытателя СССР Сергея Николаевича Анохина.

Вот как описывает этот эксперимент в своей книге В. Шунков: "Аэропоезд в составе самолёта-буксировщика ТБ-3 (командир П. А. Еремеев) и планера "КТ" (пилот С. Н. Анохин) успешно поднялся в воздух, однако из-за большой массы и малой обтекаемости "КТ" буксировка велась на близкой к максимальной мощности двигателей ТБ-3 со скоростью 130 км/ч.

Несмотря на это, скорость подъёма аэропоезда оказалась недостаточной. Самолёт едва достиг высоты 40 метров. Не дала положительного результата попытка увеличить скорость до 140 км/ч, так как при этом аэропоезд начинал снижаться с вертикальной скоростью 0,5 м/сек.

Кроме того, стала повышаться температура воды в системе охлаждения двигателей, что могло привести к их перегреву. В этих условиях Еремеев принял решение вывести аэропоезд в район близлежащего аэродрома Быково и отцепить планер.

Анохину, благодаря своему профессиональному мастерству, удалось успешно совершить посадку. Приземлившись, он запустил мотор танка и, не сбрасывая крыльев, медленно двинулся к командному пункту аэродрома".

То есть получается, что вместо Раменского летающий танк сел там, где его ну никак не могли ожидать. Дальше — самое, так скажем, забавное в этой истории: "Приземлившись, он запустил мотор танка и, не сбрасывая крыльев, медленно двинулся к командному пункту аэродрома.

Не будучи предупреждённым о вынужденной посадке необычного аппарата, руководитель полётов аэродрома по боевой тревоге поднял расчёт зенитной батареи.

Когда лётчик-испытатель вылез из машины, его задержали красноармейцы. Инцидент был исчерпан с прибытием аварийно-спасательной команды Лётно-Испытательного Института (ЛИИ). Танк своим ходом доставили в посёлок Стаханово (ныне город Жуковский) к аэродрому ЛИИ".

В биографии лётчика-испытателя есть занятная подробность: "Охрана аэродрома приняла неизвестный летательный аппарат за немецкий, и Анохину пришлось несладко, когда он пытался доказать обратное". Ну, повезло, что в воздухе не сбили — зенитчики же.

Сбросив крылья, Т-60 своим ходом благополучно вернулся на базу в Монино. Из-за отсутствия других подходящих для данной цели бомбардировщиков, лучшим из которых был бы Пе-8 (Петляков — прим. ред.), эта интересная работа не имела дальнейшего продолжения".

Тем не менее, испытательный полёт "показал, что идея летающего лёгкого танка целесообразна и вполне осуществима".

Выходит, что летающие танки заглохли из-за авиации? Эту версию подтверждает и В. Шунков: "Испытания показали, что для подъёма планера на требуемую высоту необходим более мощный самолёт.

Таким самолётом мог быть только стратегический бомбардировщик Пе-8, который в годы войны использовался для глубинных воздушных рейдов, в частности для бомбардировок Берлина.

Таких самолётов было построено только около 80 единиц, так что рассчитывать на их использование в качестве буксировщика планера "КТ" было нереально. Поэтому дальнейшие работы по проекту были прекращены".
Tags: Танки
Subscribe
promo p_i_f may 3, 2013 14:18 58
Buy for 30 tokens
Выкладываю для рекламодателей, промо-размещателей и прочих интересующихся:
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments