p_i_f (p_i_f) wrote,
p_i_f
p_i_f

Category:

Дом Вавельберга

картинка

И с пролета передней площадки
Гранитный дом Вавельберга
Мне сверкнул озерами стекол
Зеркальных с переливами такими,
Как на глади озер Женевских,
Когда в их холоде зыбком
Радуга изогнется.

Николай Оцуп

Санкт-Петербург часто называют Северной Венецией. Но не только многочисленные реки, каналы и частые наводнения роднят эти города: множество деталей в архитектурном убранстве города было заимствовано российскими архитекторами у итальянских зодчих. Одним из примеров такого заимствования является здание на углу Невского проспекта и Малой Морской улицы, возведенное в начале 20 века для банкирского дома "Вавельберг" (основан в 1848 году, с 1 марта 1912 года — Русский Торговый Банк). Непосредственным прообразом этой постройки послужил Палаццо дожей в Венеции, что дало горожанам основание иронически называть здание банка "Денежкино Палаццо".

 

Михаил Ипполитович Вавельберг родился в январе 1880 года, в Варшаве, где польские банкиры Вавельберги основали свой семейный банк еще в 1848 году. Отец Михаила Ипполит Андреевич (Гуне-Нунсен) Вавельберг окончил Ново-Александрийский политехнический институт и Коммерческую академию и стал успешным польским банкиром. В 1869 году он переехал в Петербург, где основал собственный банкирский дом «Вавельбергъ» (Невский д.25) и в короткое время стал обладателем крупного состояния. (По сведениям на 1900 год И.А.Вавельберг возглавлял банкирский дом, был потомственным почетным гражданином, членом Общества распространения просвещения среди евреев, членом казначейства Еврейского колониз. общества и попечителем дешевой столовой Римско-католического благотворительного общества).


Михаил Вавельберг получил классическое образование в Царскосельской Императорской Николаевской гимназии, которую закончил в 1899 году. Среди его одноклассников были князь Илларион Васильчиков (будущий государственный деятель) и сын директора гимназии Иннокентия Федоровича Анненского Валентин (будущий поэт Валентин Кривич). В память об успешном окончании сыном гимназического курса И.А.Вавельберг пожертвовал в благотворительную кассу при гимназии 500 рублей, что было в то время значительной суммой.

Уже в начале XX века, после смерти отца и окончания юридического факультета С.-Петербургского университета (1903), купец 1-ой гильдии Михаил Ипполитович Вавельберг взял на себя руководство одноименным банкирским домом (с 1912 года Петербургский Торговый банк), который к тому времени встал в один ряд с крупнейшими банкирскими домами России.

В 1910 году Петербургский Торговый банк приобрел себе участок земли на одном из самых престижных участков Петербурга — угол Невского проспекта и Малой Морской улицы и объявил конкурс на проект своей центральной резиденции. Конкурс выигрывает молодой архитектор М.М.Перетяткович и к 1912 году величественный дом был построен.

Раньше на этом месте стояли два трехэтажных дома, построенных в 1800-е годы для художников братьев Берниковых. В одном из зданий (Невский проспект, 9) располагалась редакция журнала "Сатирикон", а в 1911-1912 годах на месте обоих домов был построен банк Вавельберга. Такое место для расположения банка было выбрано не случайно: недалеко, на Большой Морской улице, находилось министерство финансов.

картинка

Автором проекта банка был талантливый русский архитектор, поляк по происхождению, М. Перетяткович. Кроме этого здания, он построил несколько значительных сооружений в Санкт-Петербурге: костел французского посольства в Ковенском переулке (вместе с Л.Н. Бенуа), Русский Торгово-промышленный банк на Большой Морской улице, Дом городских учреждений на углу Садовой улицы и Вознесенского проспекта, Спас-на-водах (церковь Христа-Спасителя) на Английской набережной. Перетяткович был одним из крупнейших представителей архитектурного стиля модерн и страстным поклонником архитектуры Ренессанса.

Сам архитектор утверждал, что "не задавался целью дать буквальную копию Палаццо дожей", и тем не менее композиция венецианского дворца безусловно отразилась в облике дома Вавельберга — особенно в его главном фасаде с двухъярусной аркадой наверху. К венецианским истокам восходит и противопоставление ажурного легкого низа и тяжелой плоскости наверху, а также форма сдвоенных окон в арочных нишах.

картинка
На трапециевидном плане банка отчетливо читаются контуры существовавших здесь корпусов. На месте одного из них Перетяткович устроил операционный зал, в который посетители попадали, проходя сначала через круглый вестибюль, затем по узкому проходу. Такой пространственный «сценарий» основанный на принципе контраста, создавал сильный эмоциональный эффект восприятия операционного зала. В архитектурном решении банка появилась свойственное времени увлечение ретроспективизмом, в данном случае зодчеством раннего Венецианского Возрождения с его полусредневековым, почти крепостным, характером.

Эта особенность образного строя выражена с помощью облицовки всех лицевых фасадов здания грубоколотым серым гранитом. Аркада второго этажа напоминает о венецианском Дворце дождей. Другая аркада, проходящая по первому этажу вдаль Невского проспекта, как бы перенесена сюда из более ранней, романской эпохи, архитектура которого отличалась особой внушительностью и мощью. О влиянии средневековья говорит фасадная скульптура, выполненная Л. А. Дитрихом и В. В. Козловым.

Крупномасштабной и повышенной декоративностью отмечен интерьер операционного зала. Колонны и пилястры ионического ордена отделаны искусственным мрамором желтого цвета. Активную роль играют резной кессонированный плафон потолка и бронзовые люстры оригинальной формы.

картинка

В Петербурге здание известно как дом Вавельберга. Соседство с шедеврами классицизма – Адмиралтейством и Главным штабом – усиливает экзотичность его облика, не нарушая при этом сложной многостилевой гармонии исторического центра города.

Отказ от стилистического единства со зданиями, расположенными на противоположной стороне улицы и на соседних участках, характерен не только для Перетятковича, но и для архитекторов — авторов других зданий, возводившихся на Невском проспекте в 1900–1910 годах. В то же время дом Вавельберга глубоко типичен для своего времени.

Есть легенда, согласно которой, принимая здание, хозяин банка М.И.Вавельберг, долго и придирчиво ходил по лестницам и переходам, и, не найдя к чему придраться, сделал все-таки одно замечание: "У вас на дверях табличка: Толкать от себя. Это не мой принцип. Переделайте: Тянуть к себе."

Внушительных размеров здание Торгового банка не соответствовало его положению в системе акционерных банков города – в 1913 г. он занимал в России 10 место с 10 миллионами руб. основного капитала. Его баланс перед I Мировой войной составлял приблизительно 50 млн. руб.

После революции банкир банкир М.И.Вавельберг, вероятно, эмигрировал, скорее всего на родину в Польшу.

Память о М.И.Вавельберге сохранилась в топонимике Петербурга. И по сей день "Дом Вавельберга" (дом №7/9) украшает Невский проспект в первозданном виде . В советское время в нем размещался валютный магазин "Березка".

С 11 июля 1960 года здесь находится Центральное агентство воздушных сообщений и кассы Аэрофлота. Раньше отсюда ходил специальный автобус, который довозил пассажиров до аэропорта "Пулково". В 1969 году пятый и шестой этажи здания заняло издательство "Аврора".

картинка

NNM.ru
Tags: История
Subscribe
promo nemihail 17:00, вчера 89
Buy for 40 tokens
От того, что я узнал, мне стало не совсем приятно, я бы даже сказал противно. Алексея Земскова в буквальном смысле поимел его же коллега по цеху. (фото скрин: Алексей Земсков, Яндекс Картинки) Вы все наверняка знаете строителя Алексея Земского и достаточно тривиальную идею создать доску…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments