p_i_f (p_i_f) wrote,
p_i_f
p_i_f

История такси

картинка

Историки Великобритании и Франции до сих пор оспаривают пальму первенства в вопросе, которую из этих стран следует считать родоначальницей такси. И те, и другие правы. Пассажирский извоз как таковой, безусловно, зародился в Великобритании (вспомним знаменитые лондонские двуколки — кэбы), Франция, между тем, стала родоначальницей современного автомобильного такси, так как именно здесь были заложены традиции и созданы узнаваемые по сей день каноны этого вида бизнеса.

 
Предшественники автомобильного такси – конные экипажи (кэбы и фиакры)

Итак, первые организованные платные перевозки пассажиров в населенных пунктах начали осуществляться в Великобритании в XVII веке. В 1639 году корпорацией коучменов была учреждена лицензия на извоз. Сначала экипажи были достаточно громоздкими, открытыми и четырехколесными — они назывались хэкни (hackney — разъездная лошадь). На зиму некоторые особенно заботливые кучера натягивали над повозками тент.
картинка


В середине ХVIII века частный извоз появился и во Франции, когда некий предприимчивый француз основал постоялый двор конных экипажей. Почти все эти повозки имели закрытый кузов и оснащались тремя рядами сидений, на которых пассажиры располагались лицом друг к другу (иногда — в направлении движения), а на отдельном переднем сидении восседал возница. Такие повозки — фиакры — стали первыми в мире многоместными наемными общественными экипажами. До этого в Европе вместительные кареты принадлежали только вельможам и помещикам.

картинка


В XIX веке (1840—1845 гг.) в Лондоне в обиход ввели более маневренную двухколесную открытую повозку — кабриолет, сокращенно — кэб. Впоследствии появились двух- и трехместные кэбы с закрытой кабиной, а рабочее место возницы переместилось назад и вверх, откуда проще было разглядеть номера домов, когда вокруг царил знаменитый английский туман. Англичане, известные своим традиционализмом, отказались от конных экипажей – кэбов, только в середине XX века. Разумеется, автомобильное такси к тому времени уже очень активно развивалось в Великобритании, однако последний лондонский конный кэбмен сдал свою лицензию только в 1947 году.

Начало эры таксомоторов

картинка


В 1896 году французский автомобильный клуб провозгласил, что "столице мира" были бы очень к лицу моторизованные фиакры — без лошадей. Сказано — сделано: с фиакра сняли оглобли, установили сзади бензиновый двигатель, а возле сиденья кучера — рулевую колонку и рычаги управления. На первых порах затея не имела успеха, потому что никак не могли решить, по какому тарифу оплачивать проезд и труд шоферов, да и штучно производимые машины стоили недешево. Изобретенный в 1905 году счетчик — таксометр — в известной степени утихомирил споры. От него пошло название нового вида транспорта — таксомоторы или такси.

картинка


Компания "Renault" первой стала серийно выпускать автомобили, специально приспособленные к таксомоторной службе. Окрашенные в красный и ярко-зеленый цвет, они заметно выделялись среди других, в большинстве черных автомобилей, их легко было распознать в потоке движения. Особым было и устройство кузова. Его пассажирское отделение напоминало закрытую карету фиакра, а водитель, подобно кучеру, сидел в открытой передней части. Считалось, что шофер должен быть отделен от пассажиров ради их удобства и иметь полную свободу обзора и общения с пешеходами, возницами, полицейскими и другими водителями. И то верно: зачем шоферу слышать разговоры своих пассажиров, а пассажирам — его перебранку в толчее переполненных автомобилями и конными повозками улиц. Устройство такси повлияло и на облик водителей, форма которых уже тогда отличалась своеобразностью. Одеты они были в длинные непромокаемые наглухо застегнутые кожаные пальто и фуражки военного образца.

картинка


Популяризации такси во Франции способствовал такой исторический факт. Во время Первой мировой войны, осенью 1914 года, немецкие войска коварным броском прорвали французскую оборону и пошли на Париж. Необходимо было срочно выдвинуть им навстречу резервы, но транспортных средств не хватало. И тогда были "мобилизованы и призваны" парижские такси. За одну ночь около 1200 такси перебросили на рубеж реки Марна свыше 6500 солдат. Противник был остановлен, а машины вошли в историю под названием "марнские такси". О них тогда говорили так: "Если гуси спасли Рим, то Париж спасли таксомоторы". Статуэтки марнских такси в свое время были выпущены миллионными экземплярами, их рисунки украшали столовые клеенки, пивные кружки, пепельницы, точилки для карандашей; автомобилю была посвящена специальная почтовая марка, сегодня ставшая раритетом.

картинка


С 1905 года такси-бум начался во всем мире. Таксомоторы заполонили улицы крупнейших городов Европы и Америки. В каждой стране при этом в качестве такси использовались различные марки автомобилей – такси разных стран отличались внешним видом, цветом, приобретая свой стиль, связанный с национальной культурой.

картинка


Если во Франции прообразом моторизованных такси стали конные фиакры, то в Великобритании одним из самых популярных в Лондоне такси на протяжении четверти века (до 1932 года) был кэб марки "Unic" (кстати, французского производства), во внешности и стиле также сохранивший много общего с конными кэбами.

История современного лондонского такси восходит к далекому 1958 году, именного тогда на свет появился знаменитый Austin FX4, который и сегодня можно встретить на улицах Лондона. Именно этот автомобиль со временем стал для всего мира олицетворением английского такси. Легендарная машина 39 лет сходила с конвейера в различных модификациях, одних только двигателей на FX4 устанавливалось семь! Производители FX4 — скооперировавшиеся Austin, Mann и Overton признавали, что модель не лишена недостатков. Но обновления модельного ряда так и не произошло по причине отсутствия финансовых резервов на разработку и выпуск нового кэба. Компания Carbodies в 1982 году выкупила производство FX4 и собирала эту модель под торговой маркой LTI (London Taxis International) до 1997 года. Обновленная модификация FX4 носила имя Fairway. Двигатели и трансмиссии для нее имели клеймо Nissan. Всего было выпущено более 75 000 FX-4, такие такси сегодня составляют около 80% всех кэбов Соединенного королевства.
Стоит упомянуть еще одного производителя кэбов — Winchester Automobiles. С 1963 по 1972 год компания производила автомобили такси с кузовом из композитных материалов. Именно эту технологию использовала впоследствии фирма Metro-Cammell-Weymann, когда создавала в 1987 году свой «стекловолоконный» Metrocab. Именно на таком ездили по Москве участники телешоу «Такси» на канале ТНТ.
картинка

В дальнейшем LTI были созданы более современные модели (на фото), последняя модель TX4 (на фото — первая). Технические характеристики лондонского такси также, как и уровень комфорта — неплохие: 2,5 л. дизель, автоматическая коробка передач, АБС, ЕСП и т.д.

картинка


Английские такси — автомобили необычные во всех отношениях. Срок эксплуатации, предусмотренный производителем, — 10-12 лет, пробег — 800 000 км, и это при жесткой непрерывной эксплуатации. Реально же английские кэбы ходят по миллиону километров, многие служат уже более 25 лет.

Лицензию на частный извоз в Лондоне уже четыре столетия выдает полиция, срок — три года. К лицензии прилагается номерной жетон, автомобилю же достается специальная табличка с номером лицензии и указанием количества пассажиров, которое он вправе перевозить за раз. Также лицензия дает право подбирать клиентов на улице. Далеко не все компании такси имеют такую возможность — дешевле получить право организовать заказ такси по телефону. Такой кэб ни за что не остановится, если вы голосуете на дороге, ведь это чревато большим штрафом и потерей лицензии.

картинка


Чтобы получить право на извоз, недостаточно заплатить большие деньги, надо еще выдержать сложный экзамен на знание Лондона и его улиц. Большинство лондонских кэбменов настолько хорошо знают город, что и не думают пользоваться услугами GPS-навигатора — им оснащены всего 2-3% лондонских такси. Вплоть до 80-х годов прошлого века все английские такси были черного цвета. Сегодня эта традиция ушла в прошлое. Лондонские такси не только окрашены в разные цвета, но и без стеснения носят на бортах яркую рекламу.

картинка


Первые такси – автомобили желтого цвета — на Американском континенте появились в Нью-Йорке. Увеличению количества машин на улицах США в значительной степени помогла мафия — именно организованные преступные группировки курировали большинство таксопарков и были заинтересованы в их росте. К тому же в Америке в годы сухого закона такси особенно полюбили гангстеры-контрабандисты. Тогда не было более надежного, чем такси, транспорта для перевозки запрещенного спиртного. Полицейские ни в чем не подозревали таксистов, а вместительные машины, похожие скорее на микроавтобусы, тем временем перевозили сотни бутылок с алкоголем.

картинка


Первый российский наемный автомобиль со счетчиком-таксометром был зарегистрирован в Санкт-Петербурге в 1906 года. В Москве первый таксомотор вышел на линию 1 сентября 1907 года.

картинка


С 1908 года таксомоторы появились во всех крупных городах России, однако таксопарк провинциальных городов не превышал 30 автомобилей. Только в обеих столицах — Санкт-Петербуре и Москве пассажирские перевозки на таксомоторах имели массовый характер. Уже в 1910 году в Санкт-Петербурге на линии работало 217 таксомоторов, в 1911 году их стало 296, в 1912 — 380, в 1913 — 328, а к лету 1914 года в столице было зарегистрировано 403 такси. В эксплуатации находились таксомотoры 30 различных марок, преобладали недорогие, но качественные французские машины «Charron» и немецкие «Opel». В 1913 году таксомоторные перевозки в Петербурге были уже отлично организованы, в городе имелись многочисленные стоянки такси, была создана центральная диспетчерская служба с возможностью вызова такси по телефону, таксомоторы работали круглосуточно.

картинка


С началом Первой мировой войны в 1914 году была произведена мобилизация в армию как водителей, так и пригодных к военной службе автомобилей, количество таксомоторов в столице стало сокращаться, к 1917 году их оставалось около 200 единиц.

картинка

Источник

Tags: История
Subscribe

promo p_i_f май 3, 2013 14:18 58
Buy for 30 tokens
Выкладываю для рекламодателей, промо-размещателей и прочих интересующихся:
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments