p_i_f (p_i_f) wrote,
p_i_f
p_i_f

Categories:

Великий киносказочник

картинка

Александр Роу родился 8 марта 1906 года в Сергиевом Посаде . Его отцом был ирландец Артур Роу, который был приглашён в Россию работать инженером как специалист по мукомольной технике и вернулся на родину в 1914 году, оставив в России семью. С 10 лет Александру пришлось работать для поддержки больной матери — он торговал мелкой кустарной галантереей. Он окончил семилетнюю школу и поступил в промышленно-экономический техникум. С 1921 работал в агиттеатре «Синяя блуза». Из техникума перевёлся в киношколу имени Б. Чайковского, которую окончил в 1930 году, затем учился в Драматическом техникуме им. М. Н. Ермоловой (окончил в 1934 году).

 

Фортуна улыбнулась ему на 'Межрабпом-фильме', где Роу поработал сначала ассистентом режиссера у прославленного Я. Протазанова во время съемок фильмов 'Марионетки' и 'Бесприданница'.

'Межрабпом-фильм' вскоре стала единственной в мире студией для детей 'Союздетфильм', на которой Роу приступил к постановке киносказки 'По щучьему велению'. До него чудеса на экране осуществлялись с помощью рисованной или кукольной мультипликации. Роу первым доверил волшебный сюжет живым актерам. Работал изобретательно. К примеру, вспоминал, как не успели отснять зимние эпизоды — снег растаял: 'Придумали в 'щучье слово' внести новую сцену — 'Обернись, зима лютая, летом красным'. Так вышли из положения с зимней натурой, и картина обогатилась новым трюком — переходом из зимы в лето на глазах у изумленного зрителя'.

Александра Роу справедливо называют первым киносказочником страны (рядом можно поставить только имя А. Птушко). Выход на экраны в 1938 году первой работы Роу «По щучьему велению» был встречен с настороженностью — не мистика ли это? что за намеки? Но самодвигающаяся печка, пятящиеся задом гуси, говорящая щука настолько понравились не только детям, но и взрослым, что режиссеру заказали новую сказку: о борьбе добра и зла, самоотреченности и родной земле. Роу снял «Василису Прекрасную», где в роли русского сказочного богатыря впервые снялся Сергей Столяров, а в роли Бабы Яги — Георгий Милляр. Их дуэт имел продолжение в «Кащее Бессмертном», где образ врага ассоциировался с фашизмом, а его рисунок приближался к фигурам ранней готики.

От фильма к фильму совершенствовалась техническая сторона работы над сказками, увеличивалось количество спецэффектов, огромное внимание уделялось гриму и декорациям. Из-за этого на Роу частенько обижались актеры, которым он крайне сухо объяснял задачу: «Снимаем сцену похищения младенца» — все. А на их недоуменные возгласы отвечал: «Вы все должны знать лучше меня, вы же получали актерское образование». Но у него был свой постоянный набор актеров, среди которых он старался распределить основных персонажей. А Милляр иногда играл и по три роли в одном фильме.

Во время съемок 'Василисы Прекрасной' Роу обратился к землякам-умельцам в загорских мастерских игрушек, и те изготовили макет Змея Горыныча 11 метров длиной, 5 метров высотой. Внутри размещалось 20 человек. На съемках лошадь Ивана отказалась приближаться к Змею — настолько тот был страшен.

Роу экранизировал, в основном, русский фольклор, народные сказки, их литературные обработки, старался донести не только содержание и «добрым молодцам урок», но и душу сказки, дух и нравственные традиции родной страны. Его картины проникнуты поэзией, оптимизмом, юмором, озорством, в них много музыки и необычных персонажей. Иногда в них проскакивают современные словечки, поговорки, бытовые подробности, как бы подтрунивая и подшучивая над зрителем, вовлекая его самого в веселую сказочную феерию. Лучший фильм Александра Роу «Морозко» наглядно демонстрирует все перечисленное выше.

картинка

Сказка, считал Роу, неотделима от красоты. Когда автор этих строк учился во ВГИКе, там устраивали встречи с ведущими кинематографистами. Александр Артурович на свою лекцию принес гору африканских масок. Оказалось, он страстный путешественник, объехал со своими фильмами почти всю планету, побывал в 22 странах Африки, где больше всего интересовался самобытным народным творчеством.

Важным вкладом Роу в развитие его излюбленного жанра стали фильмы, совмещающие традиционные фольклорно-сказочные мотивы и новых героев, сверстников и современников юных зрителей. Такая попытка была сделана уже в фильме "Новые похождения Кота в сапогах" (по сценарию С.Михалкова). Еще более удачным примером стала сказка "Королевство кривых зеркал", юная героиня которой, советская школьница, попав в волшебное королевство, обретала своего двойника (эти роли сыграли близнецы Оля и Таня Юкины). Новое обращение к русскому фольклору – "Морозко" – было по праву оценено как одно из высших достижений художественного стиля Роу (Гран-при Международного фестиваля для детей и юношества в Венеции, 1965). Прекрасный актерский ансамбль (А.Хвыля в заглавной роли, Н.Седых, И.Чурикова, неизменный Г.Милляр в роли Бабы-Яги), комическая эксцентрика, трюковые съемки, традиционный русский колорит – все эти компоненты фильма находились в гармоническом единстве и взаимодействии. Последующие работы Роу, также фильмы-сказки на основе русского фольклора, хотя и не превзошли успех "Морозко", но пополнили фонд отечественного кино для детей. Он мечтал поставить киносказку по сценарию А.Платонова "Добрый Тит". Не успел.

картинка

Сегодня мы наблюдаем небывалый расцвет жанра, которому посвятил жизнь Роу. Фантастика, 'ужастики' — все это разновидности киносказки. Картины об инопланетянах, взбунтовавшихся роботах, вампирах, оживших динозаврах и прочих диковинках собирают рекордное количество зрителей во всем мире. Электроника, компьютерная графика и другие новинки 'сказочной' техники дают возможность удивлять нас невиданными спецэффектами. А у истоков всех этих экранных чудес стоял добрый и мудрый сказочник — Александр Роу.

Он покорил зрителей многих стран и взял несколько престижных призов. С каждой новой сказкой Роу ездил по московским кинотеатрам, школам и пионерским лагерям, где с упоением рассказывал о возможностях кино, о своих любимых актерах и любви к родному краю.

В 1968 году Александру Роу было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.

Умер 28 декабря 1973 года в Москве.

Фильмы 'Кощей Бессмертный', 'Марья-искусница', 'Морозко' стали такой же неотъемлемой частью нашего детства, как автоматы с газировкой и сливочный пломбир.

картинка

призы и награды
1961 МКФ в Ванкувере (Почетный диплом, фильм "Хрустальный башмачок")
1965 МКФ в Венеции (Гран-при "Золотой Лев св. Марка", фильм "Морозко")
1966 ВКФ (Приз за лучший фильм по разделу детских фильмов, фильм "Морозко")
1966 МКФ фильмов для детей в Тегеране (Серебряная медаль, фильм "Морозко")
1966 МКФ-кинообозрение "Капитолийский Юпитер" в Риме (Приз "Капитолийский Юпитер", фильм "Морозко")
1981 МКФ детского фильма в Кито (Золотая медаль (посмертно), фильм "Конек-Горбунок")

Фильмография

Режиссер

1938 — По щучьему велению
1939 — Василиса Прекрасная
1941 — Конёк-Горбунок
1945 — Кащей Бессмертный
1952 — Майская ночь, или Утопленница
1954 — Тайна горного озера
1956 — Драгоценный подарок
1957 — Новые похождения Кота в сапогах
1959 — Марья-искусница
1960 — Хрустальный башмачок
1961 — Вечера на хуторе близ Диканьки
1963 — Королевство Кривых Зеркал
1965 — Морозко
1968 — Огонь, вода и… медные трубы
1969 — Варвара-краса, длинная коса
1972 — Золотые рога

Автор сценария

1945 — Кащей Бессмертный
1960 — Хрустальный башмачок
1961 — Вечера на хуторе близ Диканьки
1969 — Варвара-краса, длинная коса
1972 — Золотые рога
1975 — Финист — Ясный

Источник: NNM.RU
Tags: Кино
Subscribe
promo p_i_f may 3, 2013 14:18 58
Buy for 30 tokens
Выкладываю для рекламодателей, промо-размещателей и прочих интересующихся:
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments